ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 11.03.2024

Евангелие дня

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40; Глава 22, стихи 7-39

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Через неделю Церковь войдёт в самый важный период года — в Великий пост. Уже несколько недель Церковь готовит нас к началу поста, и, конечно же, эта подготовка усиливается по мере приближения к первым дням поста. В течение наступившей недели в качестве евангельских чтений во время литургии мы будем слышать рассказы о последних часах земной жизни Христа и о Его Крестной Смерти. Эти евангельские отрывки призваны напомнить нам о том, каков конечный смысл Великого поста — он состоит в подготовке к прохождению со Спасителем Его Страданий и к встрече Христова Воскресения. Сегодня в наших храмах во время богослужения звучит первый из упомянутых отрывков, он взят из 19-й и 22-й глав Евангелия от Луки.

Глава 19.

29И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

30сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;

31и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

32Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34Они отвечали: он надобен Господу.

35И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Глава 22.

07Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

08и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

09Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

11и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,

15и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,

16ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,

18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;

22впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

25Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.

27Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,

29и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,

30да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

В евангельских описаниях последних дней Спасителя невозможно выделить более или менее важные места, абсолютно всё, что происходило в те часы, обладает равной и непревзойдённой важностью, и всё имеет непосредственное отношение к нашей христианской жизни.

В описании этих часов земной жизни Христа мы видим то, что легко опознать и в нас самих: несмотря на чрезвычайность обстоятельств, несмотря на сгущающийся трагизм всей ситуации апостолы остаются людьми со свойственными каждому человеку слабостями. Это проявляется в их споре о том, кто из них больший. Казалось бы: только что было установлено Таинство Евхаристии, апостолы причастились Тела и Крови Христа, Господь сказал им, что Он будет предан одним из Своих учеников, и вроде бы стоило хотя бы в эти минуты подумать не о себе, а о Нём, но апостолы углубились в размышления о первенстве.

Это искушение прекрасно знакомо каждому воцерковлённому человеку: мало кто из нас способен после причащения Тела и Крови Христовых оставить в прошлом свои переживания, чаще всего мы склонны поступать точно так же, как и апостолы, мы, причастившись, тут же возвращаемся к своей обычной жизни с обычной же круговертью мыслей и устремлений. Вроде бы каждый из нас понимает, что так нельзя, что надо хотя бы какое-то время уделить не себе, а Христу, и попытаться жить Им, но привычка берёт своё. Возможно, нам поможет опыт апостолов: их невнимание к таинству Тела и Крови Христовых имело свои последствия, о которых нам хорошо известно, дальнейшее развитие событий показало, что никто из двенадцати ближайших учеников Спасителя не смог сохранить верность Ему после взятия Господа под стражу. Нельзя не увидеть прямую и непосредственную связь между эти двумя евангельскими сюжетами: между спором о первенстве после причащения и дальнейшим фактическим отречением от Христа.

Конечно же, это предостережение всем нам: если мы не способны хотя бы малое время побыть своим вниманием со Христом тогда, когда мы соединились с Ним в таинстве Тела и Крови Господних, то сможем ли мы быть достаточно внимательны, чтобы не отвернуться от Спасителя в момент опасности для собственной жизни?

Добавить комментарий