Как научиться действовать твёрдо, решительно и всегда держать своё слово? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 6-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
14Царь Ирод, услышав обИисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,-
22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
30И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
Уважение Ирода к Иоанну Крестителю было известным. Евангелист прямо говорит: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Однако, когда на одной чаше весов оказалось царское слово, а на другой жизнь узника, клятва перевесила. Наверное, для гостей Ирода его поступок выглядел очень решительным и даже мужественным. И очевидно, что многие говорили потом друг другу: «Вот, посмотрите, он хозяин своего слова», «сказал — сделал», «не бросает слов на ветер», «настоящий лидер». Видимо, примерно то же шептала ему и его сожительница: «ты царь — и твоё слово царское. Отступишь сейчас, потеряешь всяческое уважение».
Говорят, что Ирод сам по себе был неплохим правителем. А потому удержать власть в своих руках было продиктовано не только личными амбициями, но и отчасти заботой о подчинённых. Он должен быть верен своим словам, чтобы царство его не пошатнулось. Чтобы приближённые сохранили уважение, чтобы не возникла смута, мятеж, и чтобы не пострадал в итоге народ. Именно этим он и мог оправдывать себя в той ситуации.
И всё же, несмотря на то что Ирод сдержал обещание, даже в каком-то смысле пошёл на личную жертву, его нельзя назвать человеком, который держит слово. В этой ситуации он очень похож на Понтия Пилата, который метался между личной симпатией ко Христу, пониманием того, что Спасителя обвинили несправедливо и страхом перед тем, что религиозные лидеры иудеев устроят ему неприятности. В обоих случаях произошло страшное злодеяние. А потому душевное состояние Ирода в тот момент не имеет никакого отношения к твёрдости и мужеству. Он малодушничает. Его терзают самолюбие, страх потерять лицо и ложный стыд. Ирод заискивает перед своими подчинёнными. Так он хоть как-то пытается сохранить репутацию и взять ситуацию под контроль.
Бывает, и мы оказываемся перед непростым выбором или не оправдать чьи-то ожидания, или пойти против совести. История Ирода напоминает нам, что делать окружающих людей мерой своей твёрдости и решительности не стоит. Ведь пройдёт совсем немного времени и окажется, что громкие аплодисменты, высокие слова и благородные лозунги скрывали банальные малодушие и трусость. А мы совершили большую ошибку. Кстати, в истории Ирода и Пилата так и случилось. Оба пали жертвами придворных интриг, которых так опасались и от которых хотели себя уберечь. Оба умерли в изгнании. Поэтому Евангелие предлагает парадоксальный выход. Вместо того, чтобы всеми силами стараться сохранить лицо, в некоторых случаях следует действовать ровно наоборот. Замереть. Взять паузу. Внутренне признать, что давно утратил контроль, проиграл и не управляешь процессом. Что ты бессилен и сам не в состоянии решить задачку. Это сердечное признание бессилия ставит нас на колени. Это может быть очень тягостным состоянием. Но именно это напряжение обращает наш взор к Творцу и рождает настоящую молитву. И Он мгновенно откликается. Он показывает нам выход и даёт Свои силы поступить правильно.