ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 12.04.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Порой бывают ситуации, когда жизнь словно бы… притормаживает, замедляется: ты не можешь понять, почему — но любые попытки «подтолкнуть», «ускорить» — ни к чему не приводят.

Сегодня, когда Церковь празднует Лазареву Субботу, самое время задуматься над «Божественной медлительностью» — но для начала давайте послушаем отрывок из 11-й главы Евангелия от Иоанна, который и читается сегодня за богослужением.

Глава 11.

01Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.

02Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

03Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.

04Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

05Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

06Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

07После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.

08Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?

09Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

10а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.

11Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

12Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

13Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;

15и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

17Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.

18Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;

19и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.

20Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

21Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

22Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

23Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

24Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

25Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

26И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?

27Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

28Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там.

32Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился

34и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35Иисус прослезился.

36Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

39Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

41Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

42Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

43Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

44И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

45Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Нетрудно заметить, что, когда Иисус приходит в Иудею, к сёстрам Лазаря, и находит Лазаря уже погребённым — Марфа и Мария высказывают Спасителю определённое недовольство: вот если бы Ты был здесь, брат наш не умер бы! Но, как пишет евангелист, узнав о болезни Лазаря, Иисус не поторопился в Иудею — а остался на несколько дней в месте, где Он и пребывал.

С чем же связана такая «Божественная неспешность?» Разве не правильно было, узнав о болезни близкого друга, всё бросить и немедленно отправиться к нему?..

Если рассуждать по-нашему, по-человечески — конечно же, так. Но логика Божественная — иная. Иисус сразу же, как только Лазарь умер, отправляется — «чтобы разбудить его». И здесь Он уже не медлит!

В псалмах Давида неоднократно встречается выражение — точнее, призыв: «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твоё, и — потерпи Господа!» Терпение как таковое сегодня обесценено в результате тотальной психологизации: оно воспринимается уже не как добродетель, не как «доброе усилие воли» — а как «позиция жертвы» или «согласие на абьюз». И как же эгоцентричное сердце радуется таким однозначно негативным оценкам любого терпения! «Не хочу терпеть — и не буду!» А Давид настаивает: ну потерпи Господа, ну потерпи ещё!.. Нетерпеливость неизбежно приводит к незрелости, поспешности во всём: ведь у каждого явления, каждого процесса жизни — свой ритм, свой темп, зачастую никак не согласующийся с нашими, человеческими, желаниями. И терпенье здесь раскрывается перед нами не как некая «ущербность», «отсутствие личностной позиции» — а как адекватное, рассудительное и — я бы сказал, уважительное — отношение к воле Божией.

Евангельское повествование о воскрешении Лазаря встроено в очень важный контекст: вокруг Иисуса всё плотнее сгущаются тучи, всё больше Он раздражает духовных лидеров и ревнителей закона, Его воспринимают уже не только как религиозную, но и как политическую угрозу. В этом резком обострении кризиса необходимо было явное, неподвергаемое сомнению, чудо, которое могло бы помочь последователям Иисуса устоять в ситуации, когда их вера будет подвергнута серьёзным испытаниям. Но для этого было важно, чтобы Лазарь действительно умер — и, уже будучи в гробнице, был воскрешён словом Иисуса.

Когда мы видим, что Бог явным образом «медлит», надо прежде всего задуматься: быть может, дело не в «слабости наших молитв» или «неисповеданной греховности». Возможно, просто наш, человеческий горизонт, оказался в данной ситуации гораздо уже Его, Божественного: и нам следует всего лишь набраться терпения, чтобы через какое-то время увидеть такое разрешение ситуации, о котором мы и молить-то не дерзали!…

Добавить комментарий