ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 12.06.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

В евангельском тексте мы встречаем ряд видимых противоречий. Фактологических и даже смысловых. Например, в разных Евангелиях по-разному говорится о том, сколько раз пел петух в ночь отречения апостола Петра. Но это ладно. Гораздо более серьёзное значение имеет тема развода. В одном эпизоде Своей проповеди Христос вроде бы разрешает развод, в другом — запрещает. Как же согласовать подобное противоречие? Давайте послушаем сначала отрывок из 5-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня во время литургии. И затем будем разбираться с этой непростой темой.

Глава 5.

27Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Во время услышанной нами беседы с иудейскими вождями Иисус Христос дал нелицеприятную оценку нравам современного Ему еврейского общества. Среди прочего Он очень жёстко раскритиковал сложившуюся к тому времени практику разводов. В эпоху Спасителя брак для многих иудеев потерял какую-либо ценность. Он представлял собой просто договор, который заключался между мужчиной и женщиной. Причём женщина в этом союзе не имела почти никаких прав. Даже брачный контракт заключался не ею лично, а её отцом.

Иудей мог развестись со своей женой без каких-либо трудностей. Поводом для расторжения брака могло быть просто нежелание больше делить кров со своей женой. Такое обоснование имелось в законе пророка Моисея: «Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего». Таким образом, развод был легко осуществим и основывался на оформлении разводного письма. Оно представляло собой рукописный документ о расторжении брака, произошедшего по инициативе мужа.

Женщина права на составление разводного письма не имела. Да, разводное письмо как явление возникло по решению пророка Моисея. Но точно не как оправдание брачного произвола, а как совершенно вынужденная мера. Разводное письмо спасло многих древних иудеек от жестокости их мужей. Случалось, что израильтянин, желая взять новую жену, мог фактически извести свою прежнюю нелюбимую супругу — сделать так, чтобы её жизнь побыстрее закончилась.

Разводное письмо было спасительной альтернативой. Да, разведённая женщина вынуждена была возвращаться с позором в семью своего отца. Но она сохраняла свою жизнь. Однако данная мера, являясь вынужденной и отчасти спасительной для слабого пола, тем не менее, с точки зрения Христа, не является нормальной, верной. Поясню на следующем примере. Нужно ли ампутировать руку тому, кто по своему небрежению её повредил настолько, что теперь ему угрожает смерть? Конечно! Является ли эта вынужденная мера благой в данном контексте? Да. Но является ли эта мера нормой? Конечно же, нет. И вообще — лучше не совать руки туда, куда не нужно.

Христос, понимая контекст Своей эпохи, тем не менее, осуждает и разводные письма, и практику разводов в целом. Не потому, что хочет, чтобы кто-то страдал, а потому, что стремится показать следующую вещь. Брак не просто договор между мужчиной и женщиной. В библейском и церковном понимании супружеский союз имеет священный статус, представляет собой единство любви и верного, чистого служения мужа и жены друг другу. В этом союзе не должно быть места не то что жестокости, даже намёк на нечистоту помыслов Христос осуждает, предупреждая, что грех способен изнутри отравить даже самое светлое, доброе дело.

Таким образом, Спаситель не благословляет разводы, призывает беречь брачный союз. Но Он также говорит, что неверность, нечестность способны разрушить брак, что, в конечном счёте, принудит признать — не из-за Бога, а из-за самих людей этот брачный союз больше не существует, поскольку бывшие уже супруги сами себе отказали в благословении Божием.

Добавить комментарий