ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 12.07.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на то, что, говоря о человеке, мы подчёркиваем его разумность, большинство из нас живёт, ориентируясь на чувства. Мы стараемся избегать дискомфорта и стремиться к тому, что приятно, к тому, что мы называем блаженством. Но если с телом и телесными чувствами для нас всё более-менее очевидно, то возможны ли духовные чувства, например, возможно ли говорить о духовном блаженстве? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 16.

13Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго.

17Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Публичные люди всегда привлекали к себе особое внимание окружающих. Их поведение становилось предметом обсуждения, их слова и действия осуждались или воспринимались как пример для подражания. Наконец, они становились лидерами мнений, правда, не во всех сферах, как сегодня, а в том, в чём на самом деле разбирались. Кто мог быть известным человеком в Иудее первого века? В первую очередь представитель власти и религиозный проповедник. Учитывая же, что власть в то время в тех местах была языческой, то есть практически не обладавшей авторитетом, религиозные лидеры были единственными, кого народ на самом деле готов был слушать. Среди многих проповедников, ходивших в то время по дорогам Галилеи и Иудеи, был и наш Спаситель, Господь Иисус Христос. Внешне, с точки зрения не только римлянина, но и обычного иудея, Он не отличался от любого другого проповедника, и только те, кто внимательно слушали Его речи и видели чудеса, понимал, что перед ними не просто странствующий раввин. И дело не только в высоте учения или удивительности чудес, ведь среди тех, кто окружал Христа, не все восхищались увиденным и услышанным. Иисус уточнял закон и вызывал удивление тем, что говорил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи, которые закон только повторяли. Он совершал чудеса в субботу и благочестивые законники, считали, что человек от Бога так поступать не может. Иными словами, если бы подробнее расспросить учеников, они явно могли бы дать более подробный ответ, чем дали Христу в сегодняшнем чтении. Может быть, многие вспомнили сейчас нападки книжников и фарисеев, но дело не только в них.

Сами апостолы в других обстоятельствах уже называли Христа сыном Божиим. Например, так именовал Его Нафанаил при первой встрече, а многие ученики после укрощения бури, которая разыгралась ночью на море Тивериадском. Более того, можно вспомнить, что Сыном Божиим назвал его искуситель в пустыне и бесы, которых Он изгнал из бесноватых в стране Гергесинской. Однако тогда, Спаситель ни людей, ни тем более лукавых духов не называл блаженными.

Почему же в этот раз Он говорит Петру: «Блажен ты Пётр»? В чём природа этого блаженства? Ответ кроется в следующих словах Христа: «ибо не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах». Выходит, что прежде, когда Спасителя именовали этими же словами, имелось в виду нечто понятное и земное. Например, если вспомнить, что пророк Исаия называет Бога «Отцом избранного народа», значит, сыном Божиим можно было назвать всякого, кто действует по-Божьему, исходя из заключённого когда-то завета. Но Пётр говорит о чём-то другом и, видимо, Ему приоткрывается тайна воплощения, суть которой в том, что истинный Сын Божий становится Сыном человеческим. Знание замысла Божьего и понимание того, что ты в этот замысел включён и соработничаешь самому Творцу делает Петра блаженным и может сделать блаженными каждого из нас.

Добавить комментарий