ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 12.12.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Изменение жизни — с чего оно начинается? Как сделать первые твёрдые шаги на этом пути. Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 20.

09И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

10и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Слушатели Христа сразу же поняли, на кого намекает Господь, рассказывая притчу. Злые виноградари — это во многом сами иудеи. И подтверждением этому служит их история. Сколько раз Бог посылал Своему народу пророков, и люди не слушали их. Не просто игнорировали, но зачастую насмехались, гнали и даже убивали. Поэтому, говорит Спаситель, и с обещанным Мессией вы поступите также. И для вас это обернётся большой трагедией. На какое-то время вы потеряете себя, потеряете свою идентичность.

Весьма примечательна реакция слушателей. Они восклицают: «да не будет». То есть, «да не случится этого с нами». Этот возглас можно понимать не как покаяние и готовность измениться. Но в первую очередь как возражение Христу. «Всё не так, это не про нас и не имеет к нам никакого отношения; Ты изображаешь не наше прошлое и не наше будущее; мы не имеем ничего общего с этим рассказом».

Перед нами очень примечательный духовный феномен. Иудеи отрицают очевидное. Факты налицо, но они отказываются их принять. Их ум оказывается неспособным осуществить базовую мыслительную операцию: проследить цепочку причинно-следственных отношений между событиями прошлого и настоящего, примерить сказанное на себя и спрогнозировать своё будущее. Вместо этого они погружены в свои негативные эмоции. Внутри у них возмущение, сопротивление и гнев. Иудеи полностью растворились в своих чувствах. Идут у них на поводу.

Для животных такое состояние — норма. Говоря простым языком, они воспринимают мир вспышками, эпизодами. Не устанавливают между событиями причинно-следственные связи. Не способны к абстрактному мышлению, но живут инстинктами. Животные не видят и не осознают себя со стороны.

Однако для человека такое клиповое, эмоционально-чувственное восприятие действительности — нередко сродни безумию и одержимости. Мы становимся ведомы животными инстинктами. Все наши мысли лишь о том, как поесть, поспать, продолжить род и как можно комфортней и безопасней устроиться в этом мире. Есть разные термины, которыми обозначают подобное состояние. «Жизнь по закону плоти», «помрачение ума», «сердечное окаменение», «духовная смерть».

Суть этого состояния в том, что мы оказываемся неспособными видеть себя со стороны. Неспособными видеть свою историю. Поэтому мы так часто перекладываем ответственность за свои ошибки на окружающих. Виним в своих бедах и проблемах людей, обстоятельства, Бога. Живём в состоянии вражды годами и страдаем от этого. Так мы постепенно теряем себя. Теряем свою идентичность. Жизнь становится плоская, мелкая, блёклая и лишённая глубокого смысла.

Как же нам вернуться к самим себе? Нам необходимо приобрести то, что отличает нас от животных. Дух Божий! Лишь Он способен поднять нас над пучиной чувств и вернуть к человеческой жизни. Преподобный Макарий Египетский пишет так по этому поводу: «Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия, и душа мертва для Царства, и без Духа не может делать того, что Божие».

И сегодняшнее Евангелие подсказывает, с чего необходимо начать. Для начала честно и без прикрас рассказать себе историю своей жизни. Принять тот факт, что я далеко не ангел. Во мне есть и светлое, и тёмное. Признать это перед собой, Богом и духовником на исповеди. А после при помощи Евангелия спрогнозировать новую модель поведения. И стараться равняться на неё во всех своих делах. Это и называется покаяние. Именно с него начинается духовная жизнь. С него начинается новая история моей души.

Добавить комментарий