ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 12.12.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Никому из нас не нравится выслушивать замечания. Но как люди отреагировали бы, если бы Сам Бог сделал им замечание? Ответ на этот вопрос может показаться очевидным, но всё не так просто. Разобраться в этом нам поможет отрывок из 20-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 20.

19И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

22позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Часто, когда нам делают замечания, мы реагируем не на содержание, а на форму и на то, кто именно говорит. Естественно, человек умный довольно быстро по жизни понимает, что реагировать нужно на смысл сказанного, но всё же эмоционально нам проще, когда к нам обращается человек авторитетный и делает это в уважительной форме. Известное пушкинское «хвалу и клевету приемли равнодушно» только на первый взгляд противопоставляет равнозначные вещи. На самом же деле хвале далеко не всегда противоположна клевета. Клевету, особенно какую-нибудь совершенно нелепую, бывает легче перенести, чем серьёзную критику. Клевета только внешне бьёт по человеку, но она не касается его совести, его представлений о самом себе. Критика же заставляет усомниться в собственной правоте, а на глубине воспринимается как то, что угрожает не просто твоей деятельности, но тебе как человеку. Причём даже очень деликатная критика. Началось это ещё в раю, когда Бог, не обличая Адама напрямую, спросил: «Не ел ли ты с древа, с которого я запретил тебе есть». Казалось бы, говорит Сам Бог, прислушайся! Но Адам не смог отреагировать правильно. Он понимал, что обосновать свой ложный выбор у него не получится и просто обвинил в ответ Бога и свою жену. С тех пор человек так и содрогается от вопросов в свой адрес, ведь вопросы и критика могут обличить тщетность его претензий, неправильность избранных путей.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как первосвященники и старейшины отреагировали на критику со стороны Иисуса Христа. Из текстов Писания они прекрасно знали, что Бог с глубокой древности руководил жизнью людей и порой обращал к ним критику в самых разных формах: задавал вопросы, как Адаму или Каину, обличал устами пророков. При этом обличения или вразумления Божии — это, конечно, не критика ради критики, это указание опасных путей и пути спасения. И, когда люди древности, такие, как Ной, Авраам, Исаак, Иаков, прислушивались к Богу, они учились отвращаться от самоуверенности Адама и воспринимать Творца в качестве авторитета. Глядя на завет, заключённый на Синае, можно сказать, что суть его сводилась к тому, что весь народ согласился быть ведомым и наставляемым. Но в подобной позиции есть одна опасность. Если человек уверен, что им руководит сам Бог, он становится глух к замечаниям всех остальных. При этом сводя критику Божью к списку формальных правил, люди порой перестают воспринимать даже голос собственного сердца.

Когда Иисус критиковал порядки Иерусалимского храма, Он делал это с помощью цитат Ветхого Завета, то есть апеллировал к высшему авторитету. Но так как Сам Он внешне был лишь человек, а первосвященники и старейшины давно были закрыты для критики, они не просто не стали Его слушать, но пошли на сознательное лукавство и провокацию. Формально отдав своё сердце Богу и Царству Небесному, они внутренне давно предали его кесарю и царству земному. В свою очередь путь учеников Христовых начинается со смирения и готовности быть внимательным к наставлениям Спасителя, в каких бы формах Он к нам ни обращался.

Добавить комментарий