Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В наши дни нередко можно услышать, что религия — частное дело человека, и она не должна влиять на общественную жизнь. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В истории человечества было время, когда религия влияла на все стороны жизни людей. Вопросы рождения и смерти, выбора профессии, бытовой и праздничной жизни, воспитания и преподавания так или иначе были связаны с религией. Причём речь идёт не о том, что священник всё время указывал людям, как им себя вести, контролировал всю жизнь от рождения до смерти. Конечно, нет. Во-первых, люди сами ориентировались на заповеди, так как ничью жизнь, особенно частную, домашнюю и семейную проконтролировать невозможно. Такой цели практически никто никогда не ставил, ведь человек сам несёт ответственность за свою жизнь. Дело в другом. Речь идёт о том, что всё существование человека так или иначе подчинялась религиозным целям и смыслам. Он мог заниматься чем угодно, но обязательно оценивал свои занятия как хорошие или плохие с точки зрения религии. Пёк ли он хлеб, ковал железо, пахал ли поле… Он так или иначе рассматривал всю свою деятельность как деятельность перед лицом Божиим.
Однако с появлением светского общества религия стала восприниматься как одна из сфер частной жизни, в которую никто не должен вмешиваться с одной стороны, и на которую никто не должен влиять с другой. Сегодня такой подход является общепринятым, и поэтому современные люди очень удивляются, когда вдруг видят проявление религиозной позиции в публичной сфере. А ведь нередко верующий человек чувствует, что его вера требует от него именно явно выраженной позиции. Скажем, человек не разводится там, где другой развёлся бы, не бросает семью и говорит, что будет за неё бороться, там, где другой даже не вспомнил бы об ответственности за жену и детей перед Богом, не берёт взятку и не идёт на соглашение с собственной совестью… Кто-нибудь скажет, что это частная жизнь и отчасти будет прав. Но в то же время, это и жизнь общественная, потому что сохранённая семья влияет на жизнь окружающих, на душевный покой детей, на их будущее… Я уже не говорю о том, как влияет на общество неполученная взятка и честно сделанное дело. Ведь один верующий человек, проявивший принципиальность при постройке, к примеру, многоэтажного здания, влияет на безопасность сотен и тысяч человек.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как ко Христу подходят иродиане и фарисеи и задают Ему провокационный вопрос: можно ли платить подать кесарю. Провокационность вопроса заключалась в том, что кесарь был римским захватчиком и платить ему подать, значило поступать против своего народа, что было невозможно. Однако не платить ему подать значило выступать против официальной власти, что также было невозможно. Христос ответил известной фразой: отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево. Кажется, что это как раз про разделение жизни на религиозную и светскую сферы. Но если мы посмотрим на эту проблему глазами Христа, мы увидим, что внешне принадлежащее кесарю в самой своей глубине принадлежит Богу. Это значит, что, поступая тем или иным образом в обществе, мы всё равно должны помнить, что действуем перед лицом Божиим и значит призваны не только в религиозной, но и в общественной жизни ориентироваться на Его волю.