ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 13.01.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В наши дни нередко можно услышать, что религия — частное дело человека, и она не должна влиять на общественную жизнь. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 12.

13И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

В истории человечества было время, когда религия влияла на все стороны жизни людей. Вопросы рождения и смерти, выбора профессии, бытовой и праздничной жизни, воспитания и преподавания так или иначе были связаны с религией. Причём речь идёт не о том, что священник всё время указывал людям, как им себя вести, контролировал всю жизнь от рождения до смерти. Конечно, нет. Во-первых, люди сами ориентировались на заповеди, так как ничью жизнь, особенно частную, домашнюю и семейную проконтролировать невозможно. Такой цели практически никто никогда не ставил, ведь человек сам несёт ответственность за свою жизнь. Дело в другом. Речь идёт о том, что всё существование человека так или иначе подчинялась религиозным целям и смыслам. Он мог заниматься чем угодно, но обязательно оценивал свои занятия как хорошие или плохие с точки зрения религии. Пёк ли он хлеб, ковал железо, пахал ли поле… Он так или иначе рассматривал всю свою деятельность как деятельность перед лицом Божиим.

Однако с появлением светского общества религия стала восприниматься как одна из сфер частной жизни, в которую никто не должен вмешиваться с одной стороны, и на которую никто не должен влиять с другой. Сегодня такой подход является общепринятым, и поэтому современные люди очень удивляются, когда вдруг видят проявление религиозной позиции в публичной сфере. А ведь нередко верующий человек чувствует, что его вера требует от него именно явно выраженной позиции. Скажем, человек не разводится там, где другой развёлся бы, не бросает семью и говорит, что будет за неё бороться, там, где другой даже не вспомнил бы об ответственности за жену и детей перед Богом, не берёт взятку и не идёт на соглашение с собственной совестью… Кто-нибудь скажет, что это частная жизнь и отчасти будет прав. Но в то же время, это и жизнь общественная, потому что сохранённая семья влияет на жизнь окружающих, на душевный покой детей, на их будущее… Я уже не говорю о том, как влияет на общество неполученная взятка и честно сделанное дело. Ведь один верующий человек, проявивший принципиальность при постройке, к примеру, многоэтажного здания, влияет на безопасность сотен и тысяч человек.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как ко Христу подходят иродиане и фарисеи и задают Ему провокационный вопрос: можно ли платить подать кесарю. Провокационность вопроса заключалась в том, что кесарь был римским захватчиком и платить ему подать, значило поступать против своего народа, что было невозможно. Однако не платить ему подать значило выступать против официальной власти, что также было невозможно. Христос ответил известной фразой: отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево. Кажется, что это как раз про разделение жизни на религиозную и светскую сферы. Но если мы посмотрим на эту проблему глазами Христа, мы увидим, что внешне принадлежащее кесарю в самой своей глубине принадлежит Богу. Это значит, что, поступая тем или иным образом в обществе, мы всё равно должны помнить, что действуем перед лицом Божиим и значит призваны не только в религиозной, но и в общественной жизни ориентироваться на Его волю.

Добавить комментарий