ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 13.07.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Давно и не нами было замечено, что грех, имея привлекательную наружность, весьма уродлив по своей сути. Он нас к себе манит, но в нём есть неизбежное мучение. Научиться не поддаваться тому соблазну, который несёт грех, — это то, к чему нас всеми силами призывает Церковь. Этой же цели подчинён и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 8-й и 9-й глав Евангелия от Матфея. Давайте его послушаем.

Глава 8.

28И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Глава 9.

01Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Те два бесноватых, которые встретили Христа, были, как о них сказал апостол и евангелист Матфей, «весьма свирепые», свирепые в такой степени, «что никто не смел проходить тем путём». Евангелист опустил подробности, но наверняка он мог привести и примеры насилия, которое чинили эти два человека. Увидев Спасителя, они выкрикнули весьма любопытную фразу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). Дальнейшее повествование ясно свидетельствует, что эти слова не были произнесены людьми; вместо них кричали живущие в них бесы.

Интересно здесь вот что: во-первых, Евангелие свидетельствует, что бесы могут овладеть человеком (о том же самом, как мы знаем, свидетельствует и христианская традиция); во-вторых, бесы понимают, что перед ними Сын Божий, понимают они и то, что для них настанет время мучения. Пожалуй, здесь кроется самое важное: ведь, понимая и имея такую же свободную волю, что и человек, эти существа ничего не могут сделать — они не могут измениться, не могут покаяться, у них нет возможности избежать грядущего мучения, каковым для них является присутствие Божие. Церковь давно нашла ответ на вопрос о причинах этой невозможности: бесы слишком давно пребывают во зле; зло, или, иначе, отвержение Бога стало для них, если можно так выразиться, естественным.

Увы, но подобное может произойти и с человеком. Не только с тем, в кого вселятся злые духи, но и с тем, кто по какой-либо причине не спешит расставаться со своими пороками, с тем, кто пытается скрыться от Бога, понимая, что рядом с Богом он будет испытывать мучение. Однако вот в чём дело: мучение такой человек будет испытывать везде, ведь сам наш мир свидетельствует о Боге; нет и не может быть никакого бытия вне Бога; всё, что живёт, живёт Богом, потому что Он — Источник бытия любого творения. В конечном итоге пребывающее в грехе разумное существо — человек или падший ангел — оказывается в поистине страшной ситуации: оно, имея природное тяготение к Источнику своего бытия, не может к Нему приблизиться, потому что приближение начинает обличать его грех, а это вызывает невыразимое мучение. Не получается ни скрыться, ни приблизиться. Получается лишь страдать и мучиться, а заодно мучить всех тех, кому не посчастливится иметь дело с таким существом. Впрочем, от действия бесов Бог нас ограждает, а вот с такими людьми, увы, иной раз доводится встречаться.

Будем надеяться, что Бог в конечном итоге приведёт их к покаянию, ну а нас — сохранит от греха и тем более от окостенения в грехе!

Добавить комментарий