Что необходимо делать для того, чтобы получить правильные представления о Боге? Какие книги читать, какими справочниками пользоваться? С какими людьми общаться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 23.
01Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
02и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
03итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
04связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
05все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
06также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
07и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
08А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
09и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11Больший из вас да будет вам слуга:
12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Книжники и фарисеи были воспитателями еврейского народа. Они прекрасно знали священные тексты, предание отцов ветхозаветной Церкви, а также религиозный закон. Что говорить, именно благодаря их строгости вера в Единого Бога не растворилась в языческих суевериях. И, несмотря на это, Господь сегодня обличает их. И причина этого проста. Они стали похожи на ходячие энциклопедии и справочники. По запросу они могли выдать любую информацию, связанную с духовной жизнью. Однако им не хватало главного — практики. Их знания были чисто теоретическими. На их собственную жизнь положительным образом они никак не влияли.
Более того, эти знания даже вредили им. Книжники и фарисеи требовали к себе особого внимания и уважения. Многознание их надмевало. Они считали себя исключительными и превозносились над людьми. В частности, у них напрочь отсутствовала та духовная интуиция, которая позволяет опытному пастырю подсказать человеку, как ему наладить свои отношения с Богом и людьми. Причём подсказать это ненавязчиво, с любовью и кротостью, с учётом уникальной ситуации этого человека. Из слов Спасителя следует, что большинство их советов были похожи на те, которые в наше время можно получить, общаясь с искусственным интеллектом. Информации много, а как это всё применить в своих обстоятельствах, непонятно. От такого часто болит голова, в сердце пусто и на душе тяжко.
А потому единственная польза, которую они могли принести, быть базой данных, в которой хранятся сведения о традициях и ритуалах, необходимых для того, чтобы совсем не отойти от веры. Поэтому и говорит о них Господь слушателям: «что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».
Может показаться, что проблема книжников и фарисеев — это только их проблема. Однако это далеко не так. Подобный недуг особенно актуален для современного человека. Через наше сознание проходят дикие потоки информации. Такого объёма знаний до нас люди не получали нигде и никогда. В том числе мы можем быть прекрасно осведомлены и в религиозных вопросах. Эта информированность играет с нами злую шутку. Она рождает в уме иллюзию, будто я обладаю тем, что оставило след в моём восприятии. Однако есть один важный закон, который мудрые люди знали испокон веков. Если я что-то не отработал на практике, я это не усвоил. Мне только кажется, что это стало моим. Это всё равно что прочитать учебник по грамматике иностранного языка и заявлять о том, что теперь я могу свободно на нём говорить.
Поэтому сегодня Господь подсказывает Своим ученикам, как же перевести ту пассивную информацию о религиозной жизни, которая живёт в их сознании, в активное состояние. «Больший из вас да будет вам слуга», — говорит Он. Всё Евангелие Спасителя сводится к одному практическому навыку — как говорил об этом святитель Феофан Затворник, «умению устраивать благо для других». А потому если мы не хотим обманываться о собственном духовном состоянии, то всю свою ежедневную активность нам необходимо свести к деятельному служению ближним ради Христа. Наше дело должно идти впереди слова. Сделал молча, выработал у себя такую привычку, а потом, если необходимо, можно и поделиться своим опытом с человеком. Тогда наше слово будет веским. Ведь мы его прожили, прочувствовали, выстрадали, оно стало действительно нашим. От него будет исходить сила. Люди будут ощущать в нём благодать Бога. И она будет утешать их сердце и наполнять душу миром и покоем.