ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 13.12.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как научиться делать правильный выбор в тупиковой ситуации? Как не ошибиться? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 20.

19И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

22позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Иудеи задают Христу каверзный вопрос. В той плоскости, в которой развивается их мысль, друг другу противопоставлены два варианта ответа. Выбрать можно лишь один. Или ты платишь налог, но тогда ты служишь кесарю, и ты враг своему народу и своей вере. Или ты служишь Богу и тогда не платишь налог, но тогда ты враг кесарю. Согласитесь, это всего лишь видимость выбора. Из разряда: направо пойдёшь — потеряешь жизнь, налево пойдёшь — найдёшь смерть. Куда не глянь, везде тупик.

Однако Господь легко избегает подобной ловушки. И не потому, что применяет хитроумную риторическую технику. Он предлагает совершенно новый взгляд. Христос демонстрирует, что можно занять такую точку зрения на проблему, откуда откроется совсем иная панорама. Это похоже на то, что искусствоведы называют анаморфозой. Анаморфоза — это живописное или скульптурное произведение, которое складывается в легко прочитываемый образ лишь в том случае, если мы займём необходимую точку обзора.

Вот так и здесь. Если воспринимать жизнь плоскостно, как, например, лист бумаги, на которую нанесены точки, то я всегда буду к каким-то из них ближе, к каким-то дальше. Чему-то я буду отдавать предпочтение, чем-то пренебрегать. Однако, если представить ту же плоскость в виде сферы, я могу найти позицию, где все точки поверхности будут находится относительно меня на равном расстоянии. Эта позиция в самой глубине.

Именно так Господь избегает тупика: Он уходит от противопоставления, указывает на третий путь, который неочевиден его противникам. Иными словами, отвечает иудеям из глубины жизни. Что же это за глубина? Что это за перспектива обзора? Замечательный ответ на подобные вопросы даёт другой евангельский отрывок, в котором апостол Пётр спрашивает Спасителя: нужно ли им платить храмовый налог или нет? Смысл ответа Господа примерно следующий: «пошлины и налоги царю платят его слуги. Но дети царя свободны от налогов. Мы дети Бога, мы свободны. Однако, чтобы не вызывать ни у кого возмущение, и нам надо заплатить». Итак, вот она — та точка обзора, с которой открывается новая перспектива на жизнь. Это взгляд на жизнь глазами сына Божия. Того, в ком живёт и действует Дух Небесного Отца. Этот взгляд позволяет человеку видеть происходящее не плоскостно, но в полном объёме.

Согласитесь, для нас это весьма актуально. Ведь нередко течение жизни подталкивает нас к многочисленным конфронтациям. Мы постоянно противопоставляем себя тому, что происходит вокруг. Стремимся занять ту или иную позицию по каким-то злободневным вопросам. С кем-то дружим против кого-то, неизбежно занимаем чью-либо сторону. В общем, живём в режиме «свой-чужой». У нас и так достаточно проблем по вполне естественным причинам. А это состояние постоянной боевой готовности нередко создает излишнее напряжение. Отсюда конфликты, претензии, вражда, зависть, ярость, разочарования, локальные и глобальные войны. И, в целом, отсюда невыносимость жизни. А всё потому, что в нашем сознании третьего не дано. Или я за белых, или за красных. Или я либерал, или я консерватор. Всё это — жизнь в одномерной плоскости.

Сегодня Господь предлагает нам выход. Нет, нам не нужно менять социально-политические взгляды, место жительства, работу, друзей или спутника жизни. Нам просто надо стать ребёнком Бога. То есть начать жить по правилам Своей небесной семьи. Ежедневно все свои дела согласовывать с волей Небесного Отца. Стараться ради Христа служить окружающим людям. Оказывать им любовь и милость. Чем усердней будем внедрять в свою жизнь евангельские принципы, тем обильнее будет действовать в нас благодать Святого Духа. Там, где наша жизнь была плоской, она начнёт приобретать объём. А вместе с этим придёт новый взгляд на жизнь. Придёт свобода. Свобода в сложных, тупиковых ситуациях видеть выход, поступать по-новому и оставаться при этом самим собой.

Добавить комментарий