Московский Патриархат. Белорусский Экзархат. Религиозная организация «Религиозная община Приход храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в г.Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви»
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Цель жизни христианина в достижении Царствия Небесного, это знает каждый, кто хоть сколько-нибудь знаком с христианством. Но что это значит на практике? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
32Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
33Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
34ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
35Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
36И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.
37Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
38И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
39Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
40Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Родители старшеклассников, как, впрочем, и все люди, заинтересованные в получении детьми нормального образования, часто с печалью говорят о том, что, готовясь к экзаменам, современные школьники не только пренебрегают непрофильными предметами, но и профильные учат лишь для того, чтобы получить высокую оценку. Как сказал мне недавно один из учеников, если я увлекаюсь естественнонаучными предметами, зачем мне гуманитарные? Меня в университете потом об этом не спросят. И ему совершенно невдомёк, что все предметы важны по-своему и преподаются для того, чтобы он развивался как человек, становясь гармонично развитой личностью. Но нет, ему кажется, что главное получить нужные оценки и добиться внешне приличных результатов в виде высокооплачиваемой работы.
Обращаясь к прочитанному отрывку из Евангелия, мы слышим, как Спаситель приободряет учеников. Он говорит им о Царстве, которое уготовал для них Отец. При этом Христос призывает их делать всё для поставленной цели, сделать её своим сокровищем, ведь где их сокровище, там и их сердце. При этом можно решить, что ученики должны действовать как сегодняшние школьники — всё подчинить поставленной цели, всем остальным пренебречь и только и думать о достижении Царства Небесного. Кажется, всё так и очень похоже, тем более что смерть даже сравнивают иногда с экзаменом, который нужно сдать. Так, да не так. Точно так же, как целью хорошего образования должен быть не сданный экзамен, а приобретение реальных знаний умений и навыков, целью христианской жизни не может быть просто попадание в какое-то особое место и уж, конечно, не просто правильная смерть, но правильное качество жизни. Да, Отец уготовал ученикам Царство, но это Царство не столько место, сколько общая жизнь с Ним. Именно поэтому святые во все эпохи говорили о необходимости для верующих, хотя бы в малой мере быть причастным этому Царству уже в земной жизни. И если Царство Божие — это пространство, в котором Бог Царь, значит причастные Царству те, кто живёт по воле Царя. Именно потому Спаситель и говорит ученикам, что они должны быть подпоясаны, а их светильники должны быть зажжены, что Господин придёт в любой момент и они должны быть готовы послужить Ему, исполнить Его волю.
Что же могут означать на практике эти подходы? Человек, стремящийся к высокой цели, может ради неё пренебрегать всем, что его окружает. Какие-то люди вокруг чего-то хотят, в чём-то нуждаются… что мне до них, я смотрю вперёд, я готовлюсь к важному событию. Но тот же человек, осознав, что Царство близко, может увидеть его не впереди, но рядом, может ждать его прихода не как события, но осознать его как со-бытие и общение в любви с теми, кто его окружает. Учась любить не ради высокой цели, а просто воспитывая в любви своё сердце, и участь жить так, как будто бы Бог уже присутствует в нашей жизни, мы на самом деле становимся причастны Ему.