ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 14.02.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Легко рассуждать о чужих ошибках. Более того, когда видишь чьи-то промахи, внутри себя с некоторым удовольствием констатируешь — я бы, конечно, поступил иначе. А вот и нет. Людям свойственно ошибаться. И никто тут исключением не является. Об этом, в том числе, говорится в отрывке из 14-й главы Евангелия от Марка. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 14.

03И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.

04Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?

05Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

06Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.

07Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.

08Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.

09Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

В начале программы мы с вами начали разговор об ошибках. Чей же промах продемонстрировал нам прозвучавший отрывок из Евангелия от Марка? Христа? Нет, конечно. Женщины, решившей помазать голову и ноги Спасителя драгоценным маслом? Снова нет. Апостолов? А вот теперь угадали. Ученики Спасителя, глядя на то, как их Учителя помазывают так называемым чистым нардом, приходят в изумление и даже возмущение. Во-первых, им чрезвычайно не нравится, что какая-то дама, имевшая согласно иному евангельскому повествованию дурную репутацию, прикасается ко Христу. Во-вторых, сам факт использования чистого нарда воспринимается апостолами как показная расточительность.

Тут необходимо историческое пояснение. В наше время для создания уютной атмосферы в помещении используются ароматизаторы. Но это не современное изобретение. Аналоги диффузоров использовались две тысячи лет на Ближнем Востоке и представляли собой небольшие бутылочки, выточенные из пористого камня — алавастра или алебастра. В бутылочку заливали благовонное масло, а затем крепко запечатывали горлышко. Аромат понемногу просачивался через пористые стенки сосуда, создавая в помещении приятную атмосферу. Подобные древние диффузоры могли годами стоять в домах у людей.

Вскрытие сосуда и прямое использование чистого нарда считалось возможным только для состоятельных людей. Гостья Христа такой явно не была. И она, скорее всего, отдала за масло все свои деньги. Возливая на голову и ноги Спасителя чистый нард, эта женщина выразила одновременно покаяние и благодарность. Её поступок, повторюсь, привёл апостолов в недоумение. Откровенно возмущается Иуда Искариотский. В тексте Евангелия от Марка об это не говорится. Данное обстоятельство подчёркивается в Евангелии от Иоанна.

Иуду, впрочем, заботило не столько поведение женщины, сколько цена потраченного на помазание Христа масла. Горе-апостол не может сказать открыто, что ему жалко упущенной выгоды. (Он мог бы продать масло, а деньги потом присвоить себе). Потому Иуда вспоминает о нищих, которых якобы можно было накормить на вырученную от продажи масла сумму. Но это было всего лишь прикрытием для несостоявшегося воровства. Совершённое помазание становится пророческим жестом. Но значение данного действия понимает только Спаситель. Поступок неожиданной гостьи оказывается для Сына Божьего знаком скорой смерти. В Иудее было принято умащать тела умерших благовониями. Христа же после снятия со креста помазать не успеют. Благовония жён-мироносиц так и останутся невостребованными из-за произошедшего воскресения Спасителя.

А теперь снова вернёмся к разговору об ошибках. Самой главной ошибкой, которую может совершить человек, является желание выдать свою правду за правду Божию, навязать свои планы Господу. Лучше иногда поступать, как это сделала кающаяся грешница. От сердца с благодарностью и покаянием взять и сделать что-то хорошее, не просчитывая последствий. И довериться Богу, попросив Его не отказываться от предложенного дара, но принять его и освятить.

Добавить комментарий