Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди, которые интересуются христианством, порой задают себе вопрос: что значит стать христианином? Принять специфическую точку зрения на Бога и мир? Принять Таинство Крещения? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 21-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 21.
18Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;
22и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
23И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
26а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
28А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
32ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
33Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
43Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
Зачастую мы даже не замечаем, что есть масса статусов и состояний, которые мы обретаем по факту рождения, не выбирая. Мы рождаемся с определённым полом, в определённой семье… Какой-то пейзаж, запах, язык становится для нас родным. Какие-то ценности и подходы к жизни мы впитываем с молоком матери. При этом, кое-что мы всё-таки выбираем. Когда-то Юрий Левитанский писал, что «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу». И для нас свобода выбора в этих и подобных сферах действительно совершенно очевидна и очень важна. Мы выбираем спутников жизни, выбираем веру и то, какими людьми станем. Однако это самое становление — процесс очень интересный, потому что на самом деле он совершенно не очевидный и не гарантированный. То есть формально всё просто: вступить в брак — это просто зарегистрировать отношения, выбрать религию, например, христианство — принять крещение, но когда мы становимся супругами по-настоящему, только ли с заключением брака или тогда, когда начинаем вести себя, как подобает мужьям и жёнам? Когда мы становимся христианами, когда крестимся или когда начинаем вести себя, как подобает ученикам? Ответ сложнее, чем кажется. Например, иудеи были уверены, что, будучи потомками Авраама, они уже рождаются в завете с Богом и нужно просто поддерживать этот завет соблюдением заповедей и отеческих традиций. И вот приходит сначала Иоанн Предтеча, а затем и Сам Иисус Христос, и показывают им, что прежний завет нуждается в обновлении, потому что их формализм привёл к тому, что правильное понимание заповедей было оставлено. Мы слышим, как Спаситель в сегодняшнем евангельском чтении рассказывает первосвященникам и старейшинам притчу о двух сыновьях, один из которых сначала согласился с просьбой отца, но потом делать ничего не стал, в то время как другой сначала отказался от её исполнения, хотя затем исполнил. Смысл притчи очевиден: согласие — это формальное становление на путь, исполнение — это становление реальное. Именно поэтому вывод из притчи оказывается совершенно невозможным для тех, кто уверен в том, что формальная часть завета является достаточной. «Мытари и блудницы вперёд вас идут в Царствие небесное», — говорит им Христос. Потому что грешники, не послушавшись в начале, одумались после проповеди Предтечи и пришли к Богу, в то время как первосвященники и прочие записные праведники так и не одумались и были уверены, что близки к Богу просто по факту рождения и статуса.
Эта притча важна для нас и сегодня, потому что мы нередко считаем себя христианами, просто приняв таинство крещения. Господь же, обращаясь к сердцу каждого из нас, зовет нас к дальнейшему росту, к тому, чтобы мы не только сказали Богу «да», но и подтвердили свое согласие практикой жизни.