ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 14.08.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Мы веруем в Христово Воскресение. Собственно, именно вера в Воскресение Христа и делает нас христианами. Казалось бы, если Христос воскрес, если весь ужас Его Страданий и Смерти позади, то почему Церковь неустанно напоминает нам о тех страшных событиях, которыми закончилась земная жизнь нашего Спасителя? Пожалуй, справедливым будет предположение, что тем самым Церковь хочет нас оградить от того пути, которым прошли люди, распявшие Господа и Спасителя Иисуса Христа. Сегодня Церковь вспоминает Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, и потому в православных храмах мы вновь слышим рассказ о Распятом на Кресте Спасителе мира. Этот рассказ взят из 19-й главы Евангелия от Иоанна. Давайте его послушаем.

Глава 19.

06Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Невозможно посчитать, сколько человек было упомянуто в только что прозвучавшем отрывке. Кого-то из них мы знаем по именам, но большинство здесь выступают как статисты, как те, кто являл собой страшный голос толпы — «распни, распни Его!». Большинство тех, кого так или иначе упомянул в своём рассказе апостол и евангелист Иоанн Богослов, были из числа тех, кто распинал Спасителя. Да, технически это сделали римские воины, но они были лишь инструментом, и их нельзя напрямую винить в смерти Христа.

А кого можно?

Пилата? Ведь именно он отдал приказ распять Спасителя. Но понимал ли он, что делал? Этот человек был далёк от особенностей религиозной жизни Иудеи, и он, по сути дела, был вынужден поступить так, как он поступил.

Вроде бы всё ведёт нас к тому, чтобы указать в качестве истинных виновников на тех самых первосвященников и членов синедриона, которые хотели погубить Христа, и которые на Него клеветали перед Пилатом. Чаще всего именно их мы и обвиняем. Однако Сам Спаситель молился о Своих мучителях такими словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Эти слова многие толкователи Евангелия относят не только к римским наёмникам, стоявшим у Креста и делившим одежду Спасителя, но, в первую очередь, к иудеям, которые были инициаторами казни Воплощённого Бога. Получается, что Сам Христос никого не обвинял, Он ни на кого не указал как на виновников Своих мучений.

Но как так? Если никто не виноват, то почему вообще произошло то, что произошло?

Ответ известен любому христианину: виноват грех, носителем которого является каждый человек. А потому Церковь с первых дней своего бытия свидетельствует, что мы сами распинаем Христа тогда, когда перестаём бороться с живущим в нас грехом, когда позволяем ему обладать нами. Сегодня Церковь вновь напоминает нам о нашей общечеловеческой греховной поражённости, вместе с этим Церковь указывает и на того единственного Врача, Который способен нас исцелить, — на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Добавить комментарий