ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 14.09.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как повысить свою самооценку? Как обрести уверенность в себе, в своих словах и поступках? Что христианство думает по этому поводу? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 4.

16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19проповедовать лето Господне благоприятное.

20И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

В субботний день в синагоге собирались все верующие и благочестивые иудеи города. В первых рядах находились те, кто имел в глазах жителей Назарета огромный авторитет. Это была самая почтенная и уважаемая публика. И отцы-управители города. И умудрённые опытом жизни седовласые старцы. И почтенные раввины. И книжники — знатоки закона. И представители фарисейской партии — ревнители и хранители религиозных преданий. Одним словом, все те, кто формировал духовную атмосферу нации и являлся фундаментом традиции веры и благочестия.

Иисусу было на тот момент около 30 лет. По законам того времени Он только-только получил право голоса в народном собрании. В глазах общества Он не имеет совершенно никакого веса. Более того. Это же его родной город. Это его родная синагога. Его тут все прекрасно знают. Все помнят, как Он приходил сюда ещё мальчиком со Своими родителями. Все в курсе, как Он живёт, как зарабатывает на жизнь. Очевидно, что даже если и относятся к Нему хорошо, то никто не воспринимает Его как религиозного или общественного деятеля. Он просто Иисус, сын Иосифа-плотника и Марии.

И вот, Этот всем хорошо известный молодой человек перед лицом сильных мира сего во всеуслышание заявляет, что Он Мессия. И делает это спокойно, уверенно, твёрдо. Оторопь присутствующих евангелист передаёт несколькими штрихами: люди переключили на Христа всё внимание; они начали перешёптываться и спрашивать друг друга: «не сын ли это Иосифа»; и, наконец, они дивились тому, с какой внутренней силой Иисус это всё сказал. И правда, откуда же такая сила? Такое спокойствие, уверенность в Себе и твёрдость? Как бы сейчас сказали, в чём источник такой здоровой самооценки, что позволяет человеку ощущать себя комфортно даже в той ситуации, когда большинство бы из нас стушевалось?

Сам Господь отвечает на это словами пророчества Исаии: «Дух Господень на Мне». Дух Божий, а вместе с Ним и Бог-Отец пребывали со Христом во всех Его делах. Поэтому Он прошёл Свой земной путь уверенно. В мыслях, словах, делах Спасителя не было ни капли колебаний. Даже моление о Чаше в Гефсиманском саду — свидетельство не Его сомнений, но скорее напряжения Бессмертного Существа перед лицом надвигающихся страданий и смерти, которые для Него совершенно противоестественны. Иными словами, секрет такой глубинной уверенности Христа заключается в том, что Его воля находилась в полном согласии с волей Бога.

Безусловно, у низкой самооценки могут быть различные психологические причины. Однако в конечном счёте корень неуверенности в том, что человек не ощущает надёжной точки опоры внутри себя. «Я потерял себя», — так мы характеризуем эту болезнь. Низкая самооценка — это внешнее проявление состояния сердечной пустоты. Мы словно растворяемся в глазах окружающих. И начинаем жить их жизнью, не своей. Слишком часто задаёмся вопросом: «Что же они думают обо мне?» Всё потому, что сердцевина нашей личности, наш дух спит. Мы его не чувствуем. Не чувствуем себя. А потому или заискиваем перед другими или, напротив, ведём себя вызывающе, эпатажно, агрессивно, чтобы доказать себе и всем вокруг, что я есть, я всё ещё существую. В обоих случаях нет в нас ровного спокойствия. Нет твёрдости, мира, безмятежности и благодушия.

Лекарство, которое предлагает Евангелие, очевидно. Наш дух должен соединиться с Духом Божиим. А для этого все свои мысли, слова и поступки нам необходимо согласовывать с волей Творца. На каждодневной основе приучить себя спрашивать Бога: «Господи, как мне поступить в этой ситуации? Господи, а что Ты хочешь от меня? Господи, помоги мне ещё усердней, ещё тщательней исполнять евангельские заповеди и в первую очередь заповедь служения окружающим меня людям». По мере того, как мы будем приобретать этот навык, Дух Божий будет вселяться в наши сердца. А вместе с Ним к нам придут уверенность, твёрдость, спокойствие и безмятежность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *