ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 15.04.2025 (♫)


Евангелие дня

Iisus-1024x696.jpg
, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, приходя в храм и начиная вести церковную жизнь, люди постепенно обретают не только знания, но и уверенность, что они могут учить других. Иногда это остаётся в рамках просто вежливой подсказки или даже просто готовности ответить на вопросы тех, кто совсем ничего не знает, иногда же приобретает формы учительства и обличения, которые при всей возможной правильности редко приносят добрый плод. Но что же делать, чтобы подобного избежать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 22-й и 23-й глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 22.

15Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

17итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20И говорит им: чье это изображение и надпись?

21Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

23В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27после же всех умерла и жена;

28итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33И, слыша, народ дивился учению Его.

34А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.

35И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38сия есть первая и наибольшая заповедь;

39вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Глава 23.

01Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

02и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

03итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

04связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

05все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

06также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

07и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

08А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

09и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11Больший из вас да будет вам слуга:

12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

13Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32дополняйте же меру отцов ваших.

33Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Помню, разговорился я как-то с одним знакомым священником, который рассказал мне о том, как менялось его восприятие себя и своего священства в течение жизни. Будучи молодым человеком, ещё до принятия сана, он увлёкся богословием. И если в области теории его увлечение никому особенно не вредило, в области практики оно привело к тому, что на любой жизненный вопрос у него всегда был готов формальный, правильный и чёткий ответ, который при этом совершенно не учитывал конкретных обстоятельств человеческой жизни. Впрочем, сам того не замечая, свои обстоятельства он учитывал всегда. В итоге для всех у него был готов так сказать железобетонный ответ, в то время как со своими слабостями и проблемами приходилось жить и договариваться, потому что деваться было некуда. И только став священником и начав всерьёз разбираться во всех сложностях жизненных ситуаций, он понял, что правила необходимо применять с умом. Не пренебрегая ими, но понимая, что каждый человек идёт к Богу своим путём, имея свой темперамент и свои трудности и к чему-то ещё не ощущая готовности. Понятное дело, что есть вещи однозначные, вроде супружеских измен или оккультизма, от которых отрекаться нужно сразу, но есть и те, в которых мы возрастаем постепенно.

В сегодняшнем евангельском чтении Христос предупреждает учеников об опасности фарисейского пути. Не будучи знакомы с обстоятельствами других людей, фарисеи были предельно строгими и требовательными к окружающим, при том, что свои недостатки всегда могли как-нибудь объяснить. То есть оправдавшись перед самими собой и прибавив к законам Божиим свои собственные толкования, они не сомневались в том, что могут учить жизни окружающих. И в своей самоуверенности фарисеи называли себя отцами, учителями, и наставниками, совершенно забывая о том, что единственный подлинный Отец, Учитель и Наставник с большой буквы для каждого человека — Бог. Зная гибельность подобной подмены, Спаситель запрещает ученикам воспринимать себя именно так и думать, что их собственные человеческие правила и требования можно приравнять к слову Божьему. Это не запрет бытовых обращений к учителю в школе, к родному отцу или даже отцу духовному, но запрет того, чтобы видеть в себе или в ком-либо другом источник мудрости, которым в конечном итоге для нас может быть только Бог.

Добавить комментарий