ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 16.05.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, кто сталкивался с откровенной неприязнью к себе, а то и явной ненавистью — причём беспричинной, необъяснимой — очень хорошо поймёт отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах за богослужением.

Глава 8.

21Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?

23Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

27Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Евангелист Иоанн описывает, как Иисус говорит с народом, предрекая Свою смерть, воскресение и вознесение. Его слова звучат загадочно, вызывая не только недоумение, но даже едкую насмешку иудеев. Противопоставления «нижних» и «вышних», «мира сего» и «мира иного» указывают на глубинную пропасть между Христом и Его слушателями. Это разделение — не в физическом расстоянии, но в духовном измерении, в самом отношении к Истине.

Мы нередко сталкиваемся в жизни, когда перед чем-то совершенно нетипичным, новым, возможно, даже вызывающим, у окружающих сначала образуется настороженность, потом — агрессивное неприятие. Проходит определённое время — и сам человек, ставший источником этой неприязни, в полной мере может ощутить на себе непрекращающуюся ненависть. И оказавшись в совсем неприглядной ситуации, можно ощутить острый приступ чувства вины и попытаться найти причины такого отношения. Сегодняшнее Евангелие ясно нам говорит: этого делать не стоит! Спаситель, будучи совершенно чист и безукоризнен перед Своим Небесным Отцом, не пытался оправдаться, заслужить «высокую репутацию» или хотя бы не провоцировать иудеев. Он просто оставался Тем, Кем и был, — и старался только об одном: до конца быть верным вверенному Ему свыше служению.

В «Цитадели» Антуана де Сент-Экзюпери писатель приводит слова своего отца, которые для него послужили добрым напутствием на всю жизнь. Едва ли можно лучше, чем он, объяснить — почему не стоит выяснять причины злобного отношения к тебе — вот что он пишет: «Когда зерно покрывается плесенью, не перебирай зёрен, поменяй амбар. Если люди ненавидят друг друга, не вникай в дурацкие причины, какие они нашли для ненависти. У них найдутся другие и для любви, и для безразличия, но они о них позабыли. Я не обращаю внимания на слова, я знаю: они — вывеска, и прочесть её трудно. Не умеют же камни передать тишину и прохладу храма; вода и минеральные соли — тень и листву дерева, так зачем мне знать, из чего выросла их ненависть? Она выросла, словно храм, и сложили её из тех же камней, из каких можно было сложить любовь».

Но и нам самим тоже следует помнить: и мы из одних и тех же «камней» можем складывать совершенно разные «храмы души»: ведь, как говорится, от любви до ненависти — один шаг!..

Добавить комментарий