Как усилить и преумножить в себе веру в Бога? Существуют ли для этого какие-то способы, доступные человеку вне стен храма? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й и 7-й глав Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Глава 7.
09Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Слова, которые Господь произносит в только что прозвучавшем отрывке, могут вызвать недоумение и даже возмущение. Как же это не заботиться о завтрашнем дне? Ведь нам необходимо ухаживать за собой, за своим телом, необходимо есть, пить, у нас может быть семья, дети, у нас на попечении могут быть родственники или пожилые родители. В конце концов, у нас есть планы, работа, обязанности и ответственность перед обществом. И что же, перестать об этом думать?
На самом же деле, греческое слово, которое стоит в оригинале Евангелия и которое на русский язык переведено как «не заботьтесь», можно перевести как «не становитесь озабоченными», «не теряйте покой». Или более категорично — «не становитесь одержимыми». Речь идёт о состоянии, когда мы чрезмерно эмоционально вовлекаемся в свои представления и планы о том, как должна развиваться наша жизнь или жизнь наших близких. Мы хотим, чтобы всё складывалось только так, как мы это себе нарисовали в своей голове. «Или так, или никак», — словно говорим мы себе.
А потому, когда что-то идёт не по нашему сценарию, у нас случается паника, для нас это катастрофа. У нас или опускаются руки, мы впадаем уныние и теряем интерес к жизни. Или, напротив, становимся агрессивными и злыми. Пытаясь продавить своё видение, мы идём на таран и наносим ущерб окружающим. Психологи назвали бы это состояние ума «тоннельным мышлением». Ведь мы будто ничего не видим вокруг, словно находимся в тёмном тоннеле. Этот духовный недуг довольно распространён. И причина его одна — недоверие Богу. Причём мы не просто боимся препоручить Ему нашу жизнь, мы даже не умеем это делать.
Поэтому сегодня Господь предлагает очень простой, но эффективный рецепт, как можно справляться с этой болезнью. Он призывает нас не думать о завтра, но учиться жить только сегодня. Для этого всё своё внимание нам необходимо сосредоточить на поиске Царства Небесного. О чём же речь? С самого утра и до вечера я должен задавать себе один простой вопрос: как в этой ситуации я могу исполнить Евангелие Христово? То есть как я могу ради Христа послужить тем людям, которые меня окружают? Не обидеть их, не раздосадовать, не оскорбить, но проявить к ним милость и любовь.
При этом попутно я могу планировать и устраивать и свою бытовую жизнь. Одно другому не мешает. Однако эти бытовые заботы не должны становиться моим приоритетом. Если я воплощаю подобную стратегию в своей жизни последовательно и методично, начинают происходить удивительные вещи. Я вдруг обнаруживаю, что те проблемы, которые ещё вчера казались мне неразрешимыми, оказываются не такими уж и страшными. Мне начинают открываться те двери, которые раньше были наглухо заперты. Это Господь выполняет Свою часть обязательств. Я воплощаю в жизнь Его Евангелие, а Он устраивает мою жизнь. Нет, Он не исполняет все мои желания. Но Он точно закрывает мои потребности, чтобы дальше я мог ещё эффективней служить Ему и Его детям.
Это и есть самый простой и быстрый способ приумножить свою веру. Ведь подлинная вера, это не только признание того факта, что Бог есть. Подлинная вера — это умение отпустить ситуацию, доверить Творцу себя и своих близких, перенаправить всё своё внимание на служение людям и при этом не знать, откуда именно и как к нам придёт следующий кусок хлеба. Наше нутро бунтует против этого. Ведь здесь нет стабильности, здесь всё непредсказуемо. Однако лишь тот, кто рискнул пойти этим путём, со временем ощущает, как удивительно преображается его жизнь. Насколько она становится наполненной и насыщенной. Так крепнет связь с Небесным Отцом, Который дарит наш душам подлинные мир и покой.