ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 16.11.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии мы можем найти как частные, так и общие повеления Христа, иногда они настолько перемешены между собой, что их бывает довольно непросто отделить друг от друга, и есть риск частные повеления воспринять как общие и обязательные для всех, а общие, напротив, отнести к частным и потому необязательным для исполнения. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и попытаемся понять, что в этом отрывке имеет отношение ко всем людям, а что — лишь к тем, к кому непосредственно были обращены слова Христа.

Глава 9.

01Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,

02и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

03И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;

04и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.

05А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

06Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

Мы знаем, что Христос возложил на Своих апостолов уникальную миссию: они должны были стать проводниками Его слова и Его силы. Евангелист Лука особенно подчеркнул, что Спаситель дал им удивительные возможности: апостолы стали способны повелевать бесами и врачевать больных. Из других мест Евангелия нам известно об успехе возложенной Христом на апостолов миссии: действительно, больные получали исцеление, а бесы повиновались апостолам.

Когда мы читаем или слышим эти евангельские слова, то есть определённый соблазн отнести их ко всем христианам, именно так иной раз поступают находящиеся вне Церкви люди: они полагают, что упомянутые Евангелием дарования должны присутствовать в каждом христианине, а если это не так, то такие люди спешат обвинить нас в недостатке веры или же сделать вывод о недостоверности евангельских сведений.

Этим требования к современным христианам не ограничиваются, людям зачастую кажется, что и дальнейшие слова Христа тоже должны быть обязательными для исполнения всеми: Спаситель дал повеление апостолам ничего с собой не брать, идти налегке и быть готовыми в любую секунду перейти в другое место. В этих Христовых словах можно увидеть призыв к нищете, который мало кто из христиан стремится исполнить.

Конечно же, Церковь смотрит на только что прозвучавшие евангельские слова иначе. Церковь видит в них лишь частные указания конкретным людям в конкретной ситуации, и она отнюдь не стремится применить их ко всем верующим во Христа людям.

Вместе с этим есть в услышанном нами сегодня отрывке Евангелия от Луки и то, что можно отнести ко всем. В первую очередь, это всецелая надежда на Христа и Его слово, такая надежда должна быть постоянным спутником христиан. Кроме того, нам стоит обратить внимание на то, что скрывается за евангельским повелением не брать с собой в дорогу ничего лишнего: эти слова говорят не о нищете, а о том, что проповедник Благой вести не должен думать о внешних эффектах, которые могли бы усилить проповедь, ведь те, кто пришёл в селение после долгого пути под солнцем Святой земли без сменной одежды и возможности помыться, вряд ли хорошо смотрелись, но Христос повелел им проповедовать Царствие Божие именно в таком непрезентабельном виде, только так апостолы могли явить не собственную силу, красоту и мудрость, а силу Христову.

Здесь невозможно не заметить, что Христовы повеления апостолам требуют, чтобы Его ученики избегали всякого лицемерия, чтобы они были такими, какие они есть, не хуже и не лучше, чтобы они не пытались действовать человеческой силой, и чтобы в своей простоте они всё упование возлагали на Бога.

Добавить комментарий