Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18
09 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Средневековые замки неизменно привлекают внимание многочисленных туристов. Высокие стены, стройные башни, изящные арки поражают воображение и неизменно вызывают вопрос — как это всё вообще было построено? Кстати, об арках. Во времена, когда человечество еще не знало, что такое бетон, строителям приходилось сильно постараться, чтобы украсить проемы арками. Особую роль в этом деле выполнял так называемый замковый камень. Его еще называли краеугольным. По аналогии с тем, о котором говорится в сегодняшнем чтении. Если в Палестине такой камень размещали в опорных точках фундамента, то в средневековых замках он занимал место посередине арочного свода и обычно имел изображение — как правило, льва. Конечно же, не случайно. Ведь лев — традиционный для Библии символ Христа. Замковый-краеугольный камень скреплял арку, не давал ей рассыпаться. Что служило указанием на непреодолимую силу Спасителя, которой живет Церковь.
В евангельском чтении, которое мы только что слышали, речь также идет о камне, но об особенном — символе самого Иисуса Христа. «Камень, который отвергли строители, сделался главой угла», то есть главным. Впервые эту фразу произнес пророк Давид, имея в виду себя самого. Он был простого происхождения и стал правителем неожиданным образом — по прямому указанию Бога. Долгое время Давид был гоним жестоким царем Саулом. Многие отвернулись от пророка. Но Давид, как замковый камень, всё равно занял главное место в древнем Израиле. Потому что на его стороне был сам Господь.
Христос также называет себя краеугольным камнем. Спасителя, так же, как и Давида, гнали и преследовали. Но это не помешало Ему стать Царем — не правителем какого-то земного государства, а главой Царства Божия. Но путь к небесному трону оказался тяжел.
Об этом и повествует притча о злых виноградарях. За этим образом скрываются религиозные вожди древних иудеев — им было поручено охранять виноградник Божий — ветхозаветный Израиль. Но вместо того, чтобы верно служить его хозяину — Господу — служители храма Соломона и знатоки закона возомнили себя хозяевами. Всех посланников хозяина, пророков древности, они изгоняли и забрасывали камнями. Но самым жестоким образом религиозные лидеры Израиля обошлись с наследником. Злые виноградари посчитали, что если рассчитываться с ними пришел сын, значит отца уже нет в живых. Поэтому можно убить наследника и наконец-то полностью овладеть виноградником. Ровно так поступили и со Христом Его противники. Однако же, смерть Спасителя не прервала Его миссии. А наоборот — сделала её триумфальной. Христос, воскреснув, показал, что является Сыном Божиим. И место краеугольного камня принадлежит только Ему.
История о злых виноградарях призывает нас очень внимательно следить за тем, как мы воспринимаем веру и наши отношения с Богом. Очень легко, к сожалению, возомнить себя хозяином в Церкви. Посчитать себя самым умным, духовным, правильным. Но при таком подходе Спаситель окажется нам ненужным. Более того, Он будет нам мешать греться в лучах славы, Он будет напоминать о нашем несовершенстве.
Давайте выберем другое. Станем отзывчивыми и трудолюбивыми служителями виноградника Божия. Людьми, помнящими, что именно Господь дает нам вдохновение и силы. При таком отношении наши сердца станут свободными от плена страха и зависти. А мы сами станем соработниками Бога. Иными словами, приобретем полноту смысла и радость жизни.
Добрый день. Хотела почитать псалтырь, но читать не возможно очень тяжело глазам. Зачем эта блеклая картинка,,,,,, она мешает и отвлекает.ко всему остальному нет вопросов. Все хорошо.
Спаси Господи, за отзыв, согласны с Вами, что с фоном хуже читать, поправили.