Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии мы можем встретить очень интересные словосочетания: «сыны Царствия» и «сыны лукавого». С помощью этих определений Христос описывал праведников и грешников. Однако здесь не может не смутить слово «сыны», ведь это слово указывает на то, что человек сам не выбирал, быть чьим-то сыном — это данность, но никак не свободный выбор, и получается, что быть сыном Царства или же сыном лукавого — это тоже данность. Можно ли в таком случае наказывать того, кто далёк от праведности? Прежде, чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 13-й главы Евангелия от Матфея, в этом отрывке Христос использовал оба упомянутых нами ранее понятия.
Глава 13.
36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
В только что прозвучавшем отрывке мы услышали толкование Господом Иисусом Христом ранее произнесённой Им притчи о пшенице и плевелах. Апостолам, которые слышали эту притчу впервые, она не была понятна, а потому нуждалась в разъяснении. Оказалось, что всё довольно просто: есть добрые люди, и есть злые; первые — сыны Царства, вторые — сыны лукавого; первые праведны, вторые творят беззаконие, но и тем, и тем Бог позволяет жить до времени жатвы, то есть до кончины века — кончины видимого мира.
Эта притча с её толкованием должны объяснить как минимум два важных аспекта духовной жизни: во-первых, причта отвечает на вопрос о том, почему Бог позволяет грешникам вполне счастливо существовать, а во-вторых, она указывает на причину самого существования как добрых, так и злых людей. Если с первым всё более-менее понятно, то о втором нам стоит внимательно поразмыслить.
Если мы вспомним саму притчу, то мы вспомним и о том, что на поле были посеяны семена пшеницы, но ночью пришёл враг и посеял плевелы (см. Мф. 13:24–25), которые подавляли собой пшеницу, конкурируя с ней за питательные вещества почвы. Христос сказал, что пшеница — это люди, чающие Царства Небесного, а плевелы — те грешники, которые обречены на вечную муку. Получается, что как пшеница и плевелы — два различных вида растений, которые ни при каких обстоятельствах не могут превратиться один в другой, так и сыны Царствия с сынами лукавого — два вида людей, и на первый взгляд кажется, что притча не предполагает перехода между этими двумя видами.
Но так ли это? И будет ли корректным вывод о том, что существуют люди, предназначенные к вечной погибели?
Конечно же, даже минимальное знакомство с христианским православным вероучением и Евангелием помогает найти ответ, который можно выразить цитатой из слов Христа: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Как же это совместить с истолкованной сегодня Спасителем притчей? Для этого нам нужно вспомнить, что не бывает идеальных праведников и эталонных грешников, а потому все мы так или иначе балансируем между стремлением к исполнению воли Божией и желанием греха, уклоняясь то в одну, то в другую сторону. Христова притча напоминает нам об одной простой и очень важной истине: так бесконечно продолжаться не будет, в какой-то момент всё закончится, и наше состояние на тот момент укажет на то, кто мы — подлежащие суду сыны лукавого или же сыны Царства Небесного.