Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Для любого человека знакомого с христианством не секрет, что жизнь верующих предполагает постоянный подвиг, связанный с разного рода самоограничениями. Задумываясь о смысле подобных вещей, многие из нас задаются вопросом, как этот акцент на внутреннем делании соотносится с заповедью о любви к людям, с жизнью христиан в обществе. Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из третьей главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Большая часть религиозной жизни представляется нам частным делом верующего человека. Например, дома он может поститься и молиться, но в обычной жизни этого никак не проявлять. Более того, считать это глубоко личным делом, которое никого не касается. Отчасти, это можно связать с привычкой, которая развилась в годы гонений, отчасти с некоторым индивидуализмом, который свойственен многим людям, считающим спасение — частным делом.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим историю великого пророка и крестителя Христова Иоанна, который большую часть своей жизни провёл в пустыне. Внешне эта жизнь была похожа на жизнь любого другого отшельника, который уединялся для того, чтобы в тишине кельи или пещеры думать о Боге, молиться, постигать тайны духовной жизни. Но по вдохновению от Бога он идёт по всей Иудее и проповедует грядущего Мессию. Сам Иоанн — праведник, и он призывает к праведности других людей. И надо сказать, что люди, увидевшие в его проповеди не просто пустой призыв, не обличительный пафос, но искреннюю любовь и желание поспособствовать плодотворной встрече с грядущим Христом, на его проповедь откликнулись.
Из жизни Предтечи мы видим, что те духовные силы, которые он стяжал на пути внутреннего делания, оказались нужны ему не только для того, чтобы лично встретить Христа, но и для того, чтобы помочь в этом окружающим людям. Конечно, большинство из нас не живёт в пустыне, не питается саранчой или диким мёдом, не носит суровой одежды. Но всё же в той или иной степени мы совершаем внутренний подвиг и призваны задумываться о его подлинном смысле. На этом пути нам важно избежать искушения понять всё, что мы делаем, как дело только личного спасения, потому что у христианина никакое дело не может быть только личным. Всё, что мы делаем, явно оно или сокрыто от чужих глаз, влияет на наши отношения с людьми, делами, словами, реакциями мы показываем другим пример и можем увлечь их за собой. Падая, способствуем их падению, возрастая духовно, вместе с ними восходим по пути совершенства.