ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 18.01.2025 (♫)


Евангелие дня

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Для любого человека знакомого с христианством не секрет, что жизнь верующих предполагает постоянный подвиг, связанный с разного рода самоограничениями. Задумываясь о смысле подобных вещей, многие из нас задаются вопросом, как этот акцент на внутреннем делании соотносится с заповедью о любви к людям, с жизнью христиан в обществе. Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из третьей главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 3.

01В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

02при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

03И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

04как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

05всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

06и узрит всякая плоть спасение Божие.

07Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

09Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

10И спрашивал его народ: что же нам делать?

11Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

12Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

13Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

14Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

15Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-

16Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

18Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Большая часть религиозной жизни представляется нам частным делом верующего человека. Например, дома он может поститься и молиться, но в обычной жизни этого никак не проявлять. Более того, считать это глубоко личным делом, которое никого не касается. Отчасти, это можно связать с привычкой, которая развилась в годы гонений, отчасти с некоторым индивидуализмом, который свойственен многим людям, считающим спасение — частным делом.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим историю великого пророка и крестителя Христова Иоанна, который большую часть своей жизни провёл в пустыне. Внешне эта жизнь была похожа на жизнь любого другого отшельника, который уединялся для того, чтобы в тишине кельи или пещеры думать о Боге, молиться, постигать тайны духовной жизни. Но по вдохновению от Бога он идёт по всей Иудее и проповедует грядущего Мессию. Сам Иоанн — праведник, и он призывает к праведности других людей. И надо сказать, что люди, увидевшие в его проповеди не просто пустой призыв, не обличительный пафос, но искреннюю любовь и желание поспособствовать плодотворной встрече с грядущим Христом, на его проповедь откликнулись.

Из жизни Предтечи мы видим, что те духовные силы, которые он стяжал на пути внутреннего делания, оказались нужны ему не только для того, чтобы лично встретить Христа, но и для того, чтобы помочь в этом окружающим людям. Конечно, большинство из нас не живёт в пустыне, не питается саранчой или диким мёдом, не носит суровой одежды. Но всё же в той или иной степени мы совершаем внутренний подвиг и призваны задумываться о его подлинном смысле. На этом пути нам важно избежать искушения понять всё, что мы делаем, как дело только личного спасения, потому что у христианина никакое дело не может быть только личным. Всё, что мы делаем, явно оно или сокрыто от чужих глаз, влияет на наши отношения с людьми, делами, словами, реакциями мы показываем другим пример и можем увлечь их за собой. Падая, способствуем их падению, возрастая духовно, вместе с ними восходим по пути совершенства.

Добавить комментарий