Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Говорят, что христианин — это воин Христов. Но с кем он должен воевать и к чему сводится эта борьба? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 16-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Ученики ощущали себя со Христом как за каменной стеной. Он был Отцом для каждого из них. А потому, когда Спаситель говорит странные слова о том, что вскоре Ему предстоит их покинуть, им становится тяжело на душе. Сердца наполняются печалью. Кроме того, Господь предупреждает апостолов не только о предстоящей разлуке, но и о злоключениях, которые обрушатся на них со всех сторон. «Выгонят вас из синагог, будут всячески гнать и преследовать за Меня и даже убивать», — говорит Он. А потому, помимо печали, ученики испытывают тревогу и страх.
Однако Господь спешит их утешить. Он объясняет, что Ему необходимо уйти, чтобы пришел Утешитель. Тот, Кто полностью и с лихвой восполнит отсутствие Учителя. Утешитель будет не только их защитником, Он Тот, Кто даст им уверенность и опору во всякой жизненной ситуации. Он прогонит из их сердца всякую печаль, тревогу и страх. Наполнит их жизнь высоким смыслом. Именно благодаря Утешителю они обретут новую связь со Христом. Будут жить так, словно находятся в постоянном Его присутствии, будто Он никуда и не уходил. Конечно же, Господь говорит здесь о Духе Святом, Который сошёл на апостолов в день Пятидесятницы.
Обещания Спасителя ученикам очень возвышенны. Однако они имеют прямое отношение к нашей повседневности. Христос озвучивает апостолам один из фундаментальных законов духовной жизни. Если ты сам не отпустишь старое, новое не наступит. Нередко страхи, тревоги и тоска нас мучают именно потому, что мы сами их держим. Например, даже когда нет никаких объективных причин, человек может бояться и заискивать перед начальником. Или продолжать тосковать о потере любимого. Или тревожиться о том, что ещё не наступило. У каждого свой набор таких чувств, эмоций и мыслей. С одной стороны, они нам очень мешают, с другой, мы просто не знаем, как жить без них. Держим их мёртвой хваткой. Сегодня Господь говорит: ты можешь всё это отпустить и начать жить иначе, с Богом, радуясь жизни, а не изнывая под бременем тех проблем, которые сам же создал.
Легко сказать, отпустить. Но как это сделать? Сам алгоритм очень прост. Из раза в раз, когда эти чувства и воспоминания посещают нас, постараемся отдавать их Богу. То есть для начала научиться замечать, что на меня нахлынули тоска, тревога, уныние, печаль, страх, мою голову посетила злая мысль, я опять в приступе одержимости. Затем обращаться к Творцу со словами: «Господи, мне это мешает жить, забери это у меня, если будет на то Твоя воля». После необходимо обсудить это со своим духовным наставником, открыть на исповеди. И, наконец, совершить какой-то новый поступок вопреки этим чувствам и мыслям. Не стоит ожидать, что будут какие-то мгновенные изменения. Душевное делание — это работа на всю жизнь. Но важно понимать, что это и есть та самая борьба, о которой говорит вся христианская аскетика. И всегда следует помнить одно — Бог уже дал нам Своего Утешителя, мы просто не можем разжать кулак и взять этот подарок, потому что держимся за что-то ещё. И когда мы с помощью Божией его постепенно разжимаем, то бываем удивлены, как, оказывается всё было просто и насколько лёгкой, наполненной и осмысленной становится наша жизнь.