Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
У каждого из нас есть мечта, которую он хотел бы воплотить в жизнь. Однако порой мы не знаем, стоит ли браться за её воплощение. На ум приходят мысли о непреодолимых препятствиях, а повседневный опыт подсказывает, что я могу испытать боль и разочарование, если возьмусь за это начинание. Порой в такой нерешительности человек может провести довольно много времени. Как же определить, за какое дело браться, а за какое нет? Какое предприятие будет удачным, а какое провальным? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.
Господь с учениками идут в Иерусалим. По ходу их движения к ним присоединяются люди. Они хотят услышать проповедь Христа. И вот уже за Спасителем идёт огромная толпа. Около пяти тысяч человек кроме женщин и детей. Вечером люди устают. Они нуждаются в отдыхе и еде. Ученики, видя это, просят Спасителя отпустить народ. Пусть пойдут в ближайшие села и найдут себе кров и пропитание. Однако ответ Спасителя на их просьбу несколько странный.
Господь мог поддержать инициативу апостолов и отпустить людей. Или, напротив, мог сказать: не торопитесь, сейчас Я Сам накормлю их. Вместо этого Христос говорит: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Зачем эти слова? Ведь Господь прекрасно знает, что апостолы своими силами не смогут решить эту проблему. С одной стороны, этим вопросом Спаситель напоминает апостолам о простой истине: ваша инициатива — ваши действия. Хотите принести пользу, сделайте сами что-то для этого. Не перекладывайте решение проблемы на окружающих. С другой стороны, как замечает святитель Иоанн Златоуст, Господь пытается разбудить веру в учениках. Он побуждает их приступить к тяжёлому и внешне бесперспективному с точки зрения нашей земной логики начинанию с упованием на Бога. И апостолы усваивают эти уроки. Они приносят Христу пять лепёшек и две рыбки, и происходит чудо.
Важный урок и для нас. Если нас что-то не устраивает в окружающем нас мире, если у нас болит душа за людей, за ситуации, худшее, что мы можем сделать, — в молитвенной позе, с вопросительным взглядом к небу ждать, когда Бог вмешается и всё исправит. Ничего общего со смирением эта поза не имеет. Нередко подобная внешне благочестивая пассивность заканчивается претензиями к Творцу. «Где же ты, Господи, когда жизнь идёт под откос? Мы ждём, мы молимся, а ты и не отпускаешь людей, и не кормишь их. Как же ты, Господи, жесток».
Не бессердечен Господь и не безжалостен. Не случайно прозвучавший отрывок начинается с упоминания о том, что, увидев множество людей, Христос сжалился над ними и свершил чудеса исцеления. Просто так устроен этот мир, что Бог порой не дерзает в нём действовать без нас. Ведь Он Сам на заре веков дал нам привилегию быть Его представителями на Земле. Господь дал нам силы по-своему и под себя оформлять окружающую нас действительность. Это наш мир. Мы его хозяева и творцы той реальности, в которой живём. А потому Господь всегда ждёт нашей инициативы. Он ждёт пока мы сделаем первый шаг и начнём дело. Если мы приступим к нему с доверием Творцу, с желанием принести пользу окружающим, послужить Евангелию Христову, то станем глазами, ушами, руками и ногами Бога в этом мире. Проводниками Его силы. Его со-работниками. И никакое начинание не будет для нас трудным, каким бы бесперспективным и провальным оно по началу нам не казалось.