ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 18.08.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Что может помешать мне быть с Богом и войти в Его Небесное Царство? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 23.

13Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Священное Писание открывает беспрецедентную истину. Каждый из нас носит в себе образ Бога. Мы связаны с Ним по своей природе. Просто уже в силу своего рождения людьми. Поэтому каждый так или иначе ощущает Его присутствие в своей жизни. Даже те, кто называет себя агностиками или же атеистами. Даже с ними Бог каким-то образом общается и наполняет их душу светом. Даже они переживают в своём сердце высокие состояния. Просто по какой-то причине они не видят отчетливо их источник. Не связывают эти чувства тихой радости, духовного восторга и благоговения с Вечным существом, Которое верующие называют словом «Бог».

Религиозная вера начинается тогда, когда эта связь появляется. Задача любой религии сделать эту связь осознанной, явной, крепкой. Другими словами, религия должна помочь человеку переживать присутствие Бога в своём сердце в ещё большей степени. Научить его видеть присутствие Господа в каждом проявлении своей жизни. Даже в быту. Даже там, где обыкновенно мы Творца не видим. Чтобы божественный свет согревал нашу душу даже в самые мрачные периоды и его ещё хватало бы окружающим людям.

Язычники времён Христа приходили в ветхозаветную церковь именно для этого. Они нутром ощущали, что там была истина. И, если они хотели развить тот свет, который жил у них в сердце, они шли туда. Как Сам Христос говорит в беседе в самарянкой, «спасение от иудеев». На тот исторический момент именно в их общинах напрямую действовал Бог.

Однако, когда уверовавшие принимали обрезание, их учили совсем не тому, как поддерживать и развивать в себе этот духовный талант, а тому, как соответствовать внешней традиции благочестия. Как не ошибиться в исполнении буквы церковного устава. А потому всё внимание людей оказывалось сосредоточенным на очень формальных вещах. Им никто особо не говорил о правилах внутренней жизни. Поэтому в сердце своём они оставались одинокими, предоставленными самим себе. Именно в этом и упрекает Господь сегодня религиозных лидеров иудеев. Лицемеры, вы «затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».

Давайте и мы заглянем в себя. Посмотрим на свою жизнь. Поменялась ли наше внутреннее состояние за то время, на протяжении которого мы посещаем храм? Наладились ли отношения с людьми? Уменьшились ли страхи, тревоги и беспокойства? Понизился ли градус раздражительности, неприязни и злобы? Ушло ли заискивание, человекоугодие, лицеприятие? Стала ли наша жизнь менее суетливой, более спокойной и размеренной? Стали ли мы меньше думать о себе и своём личном благополучии, но больше об окружающих? Перестали ли ждать, что люди вокруг нас будут играть по нашим правилам и делать так, как мы ожидаем? Появилось ли у нас ощущение того, что кто-то словно ведёт нас за руку в течение дня, в самых прозаичных делах? Если нет, скорее всего, нам не дают войти в то Царство, о котором говорит Христос.

Кто же не даёт? Зачастую мы сами. Ведь в отличие от ветхозаветной религиозной традиции, христианство настойчиво призывает нас смотреть в себя, познавать себя, искать Царство Небесное в самом себе. И если мы до сих пор топчемся на месте, то лишь по одной причине — нашему эгоизму выгодно цепляться за внешнее. Он жутко боится, что мы вдруг будем менять свои привычные мысли, чувства и действия. Что во главу угла поставим поиск воли Бога и служение людям ради Христа. Ведь это для нашего эго — это смерть. А для нас это освобождение и явная, ощутимая связь с Творцом во всяком проявлении нашей жизни.

Добавить комментарий