Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нет того человека, который не сталкивался бы с непониманием со стороны других людей. Так или иначе, но мы все бываем неправильно поняты, бываем в ситуации сознательного искажения наших слов, подвергаемся клевете, о нас судачат, нас осуждают. Впрочем, значительно печальнее то, что мы и сами бываем теми, кто делает всё перечисленное в отношении других людей. Евангелие учит нас в первом случае не отчаиваться и не впадать в уныние, а во втором — постараться как можно быстрее избавиться от этих грехов. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 3-й главы Евангелия от Марка, в этом отрывке мы можем услышать евангельское осмысление тех тем, которые я только что упомянул.
Во 2-й главе Послания апостола Павла к Евреям о Христе сказано так: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Иными словами, Христос прошёл через все те искушения и испытания, которые проходят люди, прошёл, и справился с ними, Он их выдержал, и одержал над ними победу, не изменив Богу ни в едином движении души. Если же Христос это сделал, то Он может помочь и нам достойно пройти через все жизненные трудности, если, конечно, мы обратимся к Нему с соответствующей просьбой.
Евангелие не скупится на рассказы о том, какие именно испытания довелось переживать Спасителю. Так, мы знаем, что само общественное служение Христа началось с искушений от диавола в пустыне, ну а в дальнейшем Спаситель претерпел всё самое худшее из того, что может дать человеческое общество, закончилось же земное служение Сына Божия насильственной смертью.
Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Марка также затрагивает тему искушений: Христа — Воплощённого Бога, Который априори не может сделать что-то неправое или же неправедное — обвиняют в том, что Он совершает знамения бесовской силой. Это обвинение абсурдно и беспочвенно, оно — следствие человеческой злобы и ограниченности.
Видим мы здесь и реакцию Спасителя на эти нелепые обвинения: Господь задаёт своим обвинителям простые вопросы, на которые у них нет ответов.
Эта евангельская история учит нас двум вещам.
Во-первых, если не понимали Христа и если клеветали на Него, то почему же люди должны понимать нас и не клеветать на нас? А во-вторых, тот, кто согрешает такими грехами, рискует услышать от Бога те вопросы, на которые у него не будет ответа точно так же, как не было на них ответов у клеветавших на Спасителя книжников. Эти вопросы Господь задаст на Страшном Суде, и лучше, конечно же, прожить жизнь так, чтобы к нам и вовсе не было у Бога никаких вопросов.