ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 18.09.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии мы можем найти немало весьма любопытных деталей, которые избыточны для повествования, но которые крайне важны для иллюстрации отношения самих евангелистов к описываемым им событиям. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы Евангелия от Марка. Этот отрывок содержит в себе рассказ о насыщении Господом Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Давайте послушаем эту евангельскую историю и обратим внимание на некоторые из её подробностей.

Глава 6.

30И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

31Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.

32И отправились в пустынное место в лодке одни.

33Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.

34Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

35И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,-

36отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.

37Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?

38Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.

39Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.

40И сели рядами, по сто и по пятидесяти.

41Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

42И ели все, и насытились.

43И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.

44Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

45И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

История насыщения Спасителем пяти тысяч человек есть у всех четырёх евангелистов, но, конечно же, каждый из евангелистов сделал свои особенные акценты в этой истории.

В только что прозвучавшем отрывке из Евангелия от Марка мы можем заметить как минимум две интересные детали. Во-первых, Марк упомянул, что Христос рассадил людей не просто на траве, а на зелёной траве. Нам — людям из средней полосы России — словосочетание «зелёная трава» кажется по своей избыточности чем-то близким к «масляному маслу», однако для Палестины это словосочетание имеет громадный смысл и очень точно указывает на время года, на тот краткий миг, в который, с одной стороны, травы достаточно, а с другой — она ещё не выгорела на солнце; значит, речь здесь идёт о ранней весне, о том периоде года, который предшествовал ветхозаветной пасхе. По мнению некоторых исследователей Нового Завета, упоминание о зелёной траве здесь появляется неслучайно, оно необходимо не только для определения хронологических рамок, но и как напоминание о заботе Бога о человеке, и представляет собой отсылку к словам Псалтыри: «Господь — Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на зелёных лугах и водит меня к водам тихим» (Пс. 22:1–2).

Интересно здесь и свидетельство, что Господь не просто повелел людям сесть на траву, но сесть люди должны были рядами — по сто и по пятьдесят человек. С одной стороны, мы видим здесь указание на порядок, ведь Бог — не Бог хаоса, но Бог порядка, и об этом не стоит забывать. Есть здесь и ещё одна сторона: сами числа — сто и пятьдесят — отсылают нас к событиям странствования евреев по пустыне, в частности, к 18-й главе книги Исход, в которой содержатся такие слова тестя Моисея, адресованные Моисею: «Ты же найди из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь над народом тысяченачальниками, стоначальниками, и пятидесятиначальниками» (Исх. 18:21). Но почему необходимо, чтобы читатель Евангелия от Марка вспоминал события Исхода? Ответ содержится в Откровении Иоанна Богослова, в котором есть такие слова: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое» (Откр. 21:5). Именно как нечто абсолютно новое Евангелие от Марка предлагает нам понимать служение Христово, а вслед за ним и всю христианскую эпоху, а прообразом этой новизны был Исход, во время которого разрозненные потомки праотца Иакова стали единым и уникальным народом, хранящим истину о Едином Истинном Боге.

Добавить комментарий