Евангелие дня
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня, в день Богоявления — или Крещения Господня — для меня по-особому звучит мысль французского феноменолога Гастона Башляра об одной величайшей символической ценности, созданной человечеством — а именно… о воде! Эта мысль помогает нам лучше осознать Евангелие от Матфея, отрывок из 3-й главы которого мы слышим сегодня за богослужением в православных храмах.
Почему же вода — «величайшая символическая ценность»? Гастон Башляр утверждает, что именно благодаря воде в нашем сознании существует «архетип чистоты» — вот как он пишет: «Чем стала бы идея чистоты без образа воды прозрачной и ясной — без этого прекрасного плеоназма (то есть удвоения смыслов) — чистая вода. Вода сосредоточивает в себе все образы чистоты».
Действительно, в любой религиозной традиции мы увидим, что вода будет использоваться для ритуальных омовений как образ не только физического, но и духовного очищения. Вода — прекрасный растворитель, причём — позволю себя такую вольность — очень «человеко-ориентированный». Грязь вода растворяет, а вот человеческой коже, напротив, никакого вреда не приносит — только пользу! Неудивительно, что такая «избирательность» воды была подмечена людьми и стала причиной особого отношения к воде как таковой. Ну а если вспомнить, что без воды всё живое просто бы исчезло с поверхности земли — то оснований для выделения воды в особый статус уже предостаточно.
То, что происходит на реке Иордан, — когда Иисус погружается в воды, подобно тому, как ровно то же самое делали приходившие к Иоанну Крестителю — напрямую связано с этими древними архетипическими представлениям. С одной только разницей: Христу, в отличие от остальных людей, в этой воде нечего оставлять, нечего «смывать»: Он — безгрешен и непорочен. Более того, как об этом пишут святые отцы, именно в момент погружения в воды происходит символическое «впитывание» чистым Христом всей той человеческой скверны и нечистоты, всего того мрака греха, которым и насыщался Иордан от приходивших к Иоанну. Погрузившись в эти воды, Иисус становится символически связанным, отягощённым греховностью людей как таковой: именно её Он и понесёт на Крест, чтобы навсегда избавить человеческую природу от этого обременения.
В завершение хочется поделиться ещё одной мыслью Башляра. «Всякая первозданно прозрачная вода… должна омрачаться, впитывая чёрные страдания. Всякая живая вода — это вода, которой суждено замедляться, тяжелеть. Всякая живая вода есть вода, готовая умереть». И когда мы говорим на Великом освящении воды, которое сегодня происходит во всех храмах, что эта святая вода «течёт в жизнь вечную» — мы не должны забывать, что условие этой «живости» — готовность принять в себя смерть, готовность Христа положить «душу Свою за друзей Своих».
Хороший образ для подражания каждому из нас, не так ли?..