Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Печаль, уныние, тоска — нередкие гости в душе каждого из нас. Означает ли это, что Господь отвернулся от нас, забыл или наказывает за что-то? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 16-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Только что прозвучал отрывок из речи Спасителя, которую Он сказал апостолам на прощанье во время Тайной Вечери. Христос предупреждает, что вскоре Его ученики останутся одни. Он их покинет. Тогда мир, то есть окружающие, будут радоваться, а вы, напротив, восплачете и возрыдаете, — предупреждает их Господь.
Так и случилось. Иуда предал Учителя иудейским начальникам. Христа осудили на смерть. Ученики в страхе разбежались. Они испытали глубокое потрясение и скорбь. И, конечно же, не только от того, что их Наставника схватили и предали смерти. Но и от того, как они сами повели себя в этой ситуации. Только недавно они выясняли, кто из них самый верный и преданный последователь Мессии, жарко спорили, кто достоин занять самое почётное место в Его царстве. И тут такое фиаско. Теперь им стыдно посмотреть не то, что в глаза Иисусу, но и друг другу.
Зная о том, что апостолы будут испытывать эти внешние и внутренние терзания, Господь ободряет их. «Вся эта печаль, — говорит Он, — обернётся радостью». Подобный парадокс Спаситель объясняет через образ рожающей женщины. При родах — боль нестерпимая. Но итог этой боли — ни с чем не сравнимое облегчение, восторг и ликование.
Слова Господа обращены и ко всякому из нас. Самые тяжкие муки, которые может испытывать человек, — это муки совести. Осознание того, что ты не в силах противостоять своим слабостям, немощам и тем тёмным силам, которые порой овладевают тобой и побуждают причинять боль самому себе, окружающим и нарушать установленный Богом закон. «Какой смысл во всех этих терзаниях?» — спрашиваем мы в эти моменты. Но не получаем ответа и ещё больше вваливаемся в тоску и уныние.
Сегодня Спаситель подбадривает нас. Он не объясняет, из-за чего и почему нам суждено переживать такие состояния богооставленности и покинутости. И почему каждому в свою меру предстоит потомиться от осознания и ощущения собственного бессилия. Да и как объяснить, если Сам Бог добровольно выпил эту чашу до дна. Так устроен наш мир. Так его исказила наша же собственная злая воля. А потому этой участи не избежит никто. Так надлежит быть. И по этой причине, как любящий Отец, Господь в первую очередь обращает наше внимание на то, что нас ожидает в итоге.
Это будет новая встреча с Богом. Именно она снимет все вопросы и недоумения. Христос обещает, что та радость, которая наполнит нас, покроет всякую пережитую боль. Этот опыт будет настолько грандиозен, что все вопросы, недоумения и претензии к Творцу отступят на задний план. В сердце поселится благое молчание. Но, пожалуй, самое важное в этих обещаниях то, что касаются они не какого-то туманного будущего. Всё это случится в рамках нашей земной истории. И уже случалось и до сих пор повсеместно случается с теми, кто всю свою жизнь подчиняет исполнению заповедей Христова Евангелия.