Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ни для кого не секрет, что многих людей в храм приводит отчаяние. К примеру, отчаяние, постигшее вследствие неутешительного диагноза или же по причине внезапной кончины близкого человека. Кому-то может показаться, что в обращении к Богу тогда, когда уже больше некуда обратиться, есть некоторое лукавство. Возможно, что это действительно так. Однако Евангелие уверяет нас, что Бог приемлет всех, в том числе и пришедших к Нему не по любви, а ради помощи в тяжёлой жизненной ситуации. Именно об этом говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 9-й главы Евангелия от Матфея. Давайте его послушаем.
Глава 9.
18Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
19И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
20И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
21ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
23И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
24сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
25Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
26И разнесся слух о сем по всей земле той.
Только что прозвучавшая евангельская история очень красноречива. В ней мы видим, как два человека приходят ко Христу в безнадёжной ситуации: у «некоторого начальника» умирает дочь, женщина уже двенадцать лет страдает от кровотечения. Кажется очевидным, что и отец девочки, и больная женщина испробовали все другие средства, ничто им не помогло; по этой причине они и появились на страницах Евангелия.
Эта история содержится в трёх Евангелиях — у Матфея, у Марка и у Луки, и каждый евангелист сделал свойственный лишь ему акцент. В Евангелии от Матфея обращает на себя внимание краткость этой истории; в двух других Евангелиях она значительно пространнее. Апостол Матфей ничего не написал про личность отца умирающей девочки, тогда как другие евангелисты сделали уточнение: им был не просто начальник, а начальник синагоги по имени Иаир. Возможно, апостолу Матфею это уточнение казалось излишним, ведь он, учитывая особенности своей аудитории — христиан из евреев, — использовал понятные им термины, и вполне вероятно, что слово «начальник» аудитория евангелиста Матфея относила к начальнику синагоги точно так же, как воцерковлённый русский христианин слово «батюшка» относит к священнику. Впрочем, интересно другое: Иаир, будучи в страхе за жизнь своей дочери, забыл обо всех разногласиях иудеев и Христа; он, зная о чудесах Спасителя, обратился к Нему за помощью, и его обращение сопровождалось поклонением, которое очень хорошо описано в Евангелии от Марка: «И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его» (Мк. 5:22). Это очень интересное свидетельство, ведь исследователи Евангелия утверждают, что иудеи падали ниц только перед Богом и в ряде случаев перед царями. Вряд ли мы можем предположить, что Иаир сумел увидеть во Христе Воплощённого Бога и Царя царствующих; нет, упасть к ногам Спасителя Иаира заставила любовь к своей дочери.
Христос не отверг ни начальника синагоги, ни больную женщину. Они получили от Христа то, что просили. А дальше эти люди исчезли; Евангелие их больше не упоминает. Стали ли они учениками Спасителя? Маловероятно. Опыт показывает, что тяжёлые жизненные ситуации, наряду с чудесами, — плохие миссионеры и никудышные катехизаторы. Да, Бог не отказывает нам в помощи, и есть люди, которые через это приходят к вере, но назвать такой путь нормативным, обычным и частым невозможно, ведь пример большинства святых совсем иной — они пришли ко Христу лишь по любви к Нему, не ожидая ничего взамен.