Как привлечь Бога на свою сторону? Что необходимо сделать, чтобы гарантировать себе Его помощь и защиту? Ответы на эти вопросы находим в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 23.
29Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32дополняйте же меру отцов ваших.
33Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
«Порождения ехидны» — так Господь называет религиозных лидеров евреев. В Священном Писании ехидной называли ядовитую змею, гадюку. Современники Спасителя полагали, что детёныш ехидны растёт в материнской утробе. А когда ему приходит время появиться на свет, он разрывает материнскую утробу, тем самым убивая родительницу. Поэтому выражение «порождения ехидны» означает не что иное, как отцеубийцы.
И далее Христос приводит конкретные примеры. Он вспоминает праведников, о которых говорится в Священном Писании. Как известно, многие из них были убиты именно с подачи религиозной элиты иудейского народа. Именно религиозные лидеры нередко возбуждали простых людей против посланников Божиих, которые выступали со словами обличения нравов Израиля.
Упоминание имени Авеля и Захарии также не случайны. Об убийстве Авеля упоминает первая книга Писания, книга Бытия. Об убийстве пророка Захарии говорится в книге Хроник. В еврейском каноне Писания — это последняя книга. Таким образом Господь указывает на тяжесть греха духовных вождей евреев. Косвенно или прямо они приложили руку к убийству всех святых пророков. Однако верхом лицемерия является то, что всем убиенным они ставят памятники и прославляют их в лике своих святых.
Поэтому Христос и произносит грозное и печальное пророчество об Иерусалиме: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». То есть за это безумие благодать Божия уйдёт от вас. А вместе с ней уйдёт и Божий покров, и защита. Это пророчество сбылось примерно через сорок лет, в 70 году. Великая столица была разрушена римлянами. Евангелие утверждает, что это было прямым следствием отречения богоизбранного народа от своего Мессии.
Вчера Церковь отмечала великий праздник Преображения Иисуса Христа. Сегодняшний день — это попразднство этого светлого события. То есть второй день праздника. В свете этого факта прозвучавший сегодня отрывок звучит как предупреждение. Евангелие предостерегает нас от беспечности в духовной жизни. Относительное благоденствие Православной Церкви, её ритмичный, устоявшийся уклад жизни, её регулярные торжественные богослужения, во время которых мы можем приступать к церковным таинствам, общаться друг с другом и священнослужителями, всё это не должно заменять собой то, что отцы Церкви называют душевным деланием.
Это работа, которую каждый совершает наедине со своей совестью, с Богом и по совету с духовным наставником. Это работа каждодневная, рутинная. Работа, которая касается нашего поведения в самых прозаичных, житейских ситуациях. Это понуждение себя порой через «не хочу» во всех своих делах исполнять заповедь Евангелия о служении окружающим людям. Лишь такой ежедневный труд может уберечь нас от опустошения нашей души. Он привлекает к нам Божественную благодать, а значит и Божественную поддержку и защиту.