ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 21.07.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. У людей, которые знакомятся с христианством, часто возникает ощущение, что всё оно ориентировано на жизнь духовную, и что материальная оказывается в полном пренебрежении. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 10.

38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Многие помнят из школьной программы по литературе рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Хорь и Калиныч». В своё время, когда мои сыновья подрастали, они казались мне очень похожими на его героев: один был мечтателем и очень любил природу, как Калиныч, а другой был очень деловитым и всё время что-нибудь предпринимал, прямо как Хорь. Позже, когда дети начали взрослеть, я увидел, как они буквально поменялись характерами, как мечтатель стал усидчивым и деловитым, а деловитый полюбил природу и стал рассматривать под микроскопом амёб и инфузорий. Их изменения привели меня к осознанию очень простой мысли: не бывает никаких чистых типов, деловых и мечтателей, романтиков и приземлённых, в каждом из нас есть много всего, хотя, может быть, что-то преобладает в большей или меньшей степени.

Сегодняшнее чтение — два небольших отрывка из Евангелия от Луки — породили в истории культуры самые разные произведения, живописные и поэтические, которые показывали двух сестёр — Марфу и Марию — двумя типами людей, ориентированными на земное и на небесное. Но разделение на типы — это ещё полбеды, важнее другое: читателям сегодняшнего отрывка представляется, будто бы Христос порицает заботливых и гостеприимных людей, которые, будучи хозяевами, ведут себя активно и ответственно. Мне не раз приходилось слышать сетования от тех, кто всё себя в жизни именно так и не понимал, чем его позиция плоха.

Но о чём же на самом деле мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении? Совершая Свой путь по Иудее, Спаситель заходит в селение Вифания, в дом женщины по имени Марфа, которая встречает его очень гостеприимно. В свою очередь, её младшая сестра Мария не стала суетиться по кухне, но осталась побеседовать с Господом, Который ничего до этого старшей сестре не говорит. И всё бы ничего, но Марфа не согласилась с таким разделением труда и возмутилась, причём не только отсутствием помощи со стороны сестры, но и тем, что Христос не побуждал её помогать. И уже в ответ на это Спаситель отвечает Марфе, что она чересчур много внимания уделяет вещам вторичным, в то время как в первую очередь стоит заботится о другом.

Означает ли ответ Спасителя, что забота о странниках — дело ненужное? Ни в коем случае. Вспомним притчу о Страшном суде, где Господь хвалит тех, кто заботится о странниках. Вспомним апостола Павла, который призывает ревновать о гостеприимстве, тёщу апостола Петра, которую Господь не останавливает, когда она, получив исцеление, начинает служить Ему. Иными словами, дело совсем не в том, что Господь пренебрегает деятельной любовью, ведь призывами к ней наполнено и Священное Писание, и жития многих святых. Дело в том, что Он выстраивает правильную иерархию, ведь без понимания того, что такое любовь и служение ближнему, всё это может свестись к обычным бытовым отношениям. В обычной жизни бытовые вопросы зачастую оказываются первостепенными, но мы, как христиане, призваны и бытовую жизнь наполнить духовным содержанием.

Добавить комментарий