ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 21.08.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Традиция христианского благочестия богата и разнообразна. Как же исполнить все её предписания? Не прогневаю ли я Бога, если вдруг нарушу какое-то правило или обычай? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 20-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 20.

01Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

02и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

03выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

04и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

05Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

06Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

07Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

08Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

09И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11и, получив, стали роптать на хозяина дома

12и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Во времена Христа в Палестине было принято, что рабочий-подёнщик получает за целый день работы один динарий. Эта была стандартная сумма, на которую мог рассчитывать человек, если его наймут рано утром и он будет занят до позднего вечера. Если тебе не повезло и нанимателя не нашлось, считай день пропал. Или же стой и жди. Может, кому-то понадобятся рабочие руки в обед или к вечеру. Но это вряд ли. Ведь рачительный хозяин всегда и всё планирует наперёд. Он заранее знает, сколько ему нужно работников, на какой срок, и сколько денег он на них потратит. Поэтому чем ближе к вечеру, тем меньше шансы. Если же всё-таки случится оказия и у кого-то появится потребность в дополнительной рабочей силе, сумма зарплаты сократится в разы. В общем, как ни крути, динария тебе не видать, явно.

Учитывая эти моменты, приглядимся к только что прозвучавшей притче. Она о том, что Хозяин нашей жизни отличается грандиозной щедростью. Он готов платить последним столько же, сколько и первым. То есть Бог готов принять в Своё Царство не только тех, кто от самой юности посвятил Ему свою жизнь и стремился строго хранить букву и дух её закона. Его милость настолько безгранична, что Он готов воздать точно так же и тем своим блудным детям, которые всю свою жизнь барахтались в грязи на стране далече. Тем, которые, возможно, никогда и не помышляли оказаться среди всеми уважаемых и почитаемых ревнителей религиозной традиции, но каким-то чудом, по великой случайности в самый последний момент успели зацепиться за поручни отбывающего поезда. А может статься, что и погрузили их туда против их собственной воли. Яркий пример — разбойник на кресте. Явно работник одиннадцатого часа. Ничего не сделал путёвого в жизни. Но первый вошёл в рай.

Как же и нам принять эту щедрость Творца? Ведь кто из нас может похвалиться тем, что был призван рано утром? То есть заявить со стопроцентной уверенностью, что выполняет всё, предписанное церковной традицией, настолько хорошо, что Бог гарантировано заплатит ему, спасёт его душу для жизни вечной. Ведь сердце подсказывает: духовная жизнь — не супермаркет. И рыночным отношениям здесь не место. Апостол Павел ясно сказал, что исполнение закона не спасает. А потому Господь и приводит нам в пример образ работников одиннадцатого часа. Когда хозяин позвал их, они просто встали и пошли за ним. Смотрите, они даже не обсуждают сумму. Они не торгуются, но просто цепляются за свой шанс. Это великая удача, получить хоть какую-то работу в это время. И кроме как на милость хозяина им не на что больше надеяться. Какую радость и изумление они испытали, когда в их руках оказался целый динарий.

А потому даже если мы с вами строгие ревнители церковного закона, всё, что от нас в конечном счёте ожидает Господь, — состояние работников одиннадцатого часа. Как и они мы должны просто с доверием Творцу сосредоточиться на своей работе: по силе исполнять Евангельские заповеди, то есть искать во всём волю Небесного Отца и стараться быть полезным тем людям, которые нас окружают. Всё остальное — дело милости Божией, Его великой щедрости и любви. Будем уверены, она не подведёт.

Добавить комментарий