Тот, кто знаком с фильмом «Не смотрите наверх!», поймёт, почему сегодняшнее чтение — а это отрывок из 21-й главы Евангелия от Луки — очень резко контрастирует с сюжетом этого фильма. Давайте послушаем.
Глава 21.
08Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
09Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Предельное напряжение между евангельским предостережением и сюжетом фильма «Не смотрите наверх!» проходит по линии отношения к грядущим всемирным катаклизмам. В фильме очень хорошо показано, что поначалу растерявшееся перед лицом неминуемой угрозы общество решило, что лучше, спокойнее и даже здоровее — просто… не смотреть наверх, не изматывать самих себя приближающейся трагедией. «Будем есть, пить и веселиться — пока не умрём!» — как же резко это контрастирует с евангельским «смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими!» В первом случае — тотальная, отчаянная обречённость, во втором — я бы дерзнул сказать, «спортивный интерес» при приближении к финалу. Первые — уже проиграли, едва начав, вторые — будут биться за победу до самого конца.
И тут возникает вполне логичный вопрос: так в чём же секрет этой «спортивной» стойкости, позволяющей — вместо того, чтобы отворачиваться от неминуемого конца и погружаться в истерическую весёлость — по-настоящему бодрствовать и до последнего «биться за победу» по Евангелию, когда кажется, что всё уже предрешено? Ответ — в вере, в той самой «несокрушимой крепости души», как её определял святой Иоанн Лествичник. Именно вера позволяет нам не прятаться от боли, беды, грядущего несчастья — не пытаться «обезболить» накрывающий нас страх — но перерабатывать, преображать этот страх в силу. «Страха же вашего не убоимся, и не смутимся, яко с нами — Бог!» — так говорит псалмопевец Давид и вслед за ним это повторяет вся верная Христу Церковь.
«Перед смертью не надышишься», — говорит народная мудрость. Герои фильма лихорадочно пытаются именно «надышаться», захлёбываясь и заходясь от желания успеть урвать хотя бы ещё один кусочек удовольствия. Вот именно от такой модели поведения и предостерегает нас сегодня Евангелие: не вовне, не в эту отчаянную попытку что-то ухватить внешнего нас должны побуждать «тревожные звоночки», а только вовнутрь, только в глубину нашей подлинности, наших отношений друг с другом и Богом мы и призваны устремляться. Готовность, о которой говорит Христос — это состояние бодрости и собранности, прямо противоположное опьянению от вседозволенности — это состояние предельной открытости и обращённости к Богу, готовности следовать за Ним вопреки всему, что происходит вокруг, вопреки любой окружающей вакханалии, сохранять верность Его заповедям даже тогда, когда это выглядит в глазах ошалевших от неизбежной трагедии полным безумием.
И только такое отношение в итоге способно выстоять перед лицом любой катастрофы: потому что там, за горизонтом, но уже вполне убедительно, верующий видит проблескивающий грядущий День Господень!