Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Священное Писание — это текст, который наполнен разнообразными символами. Один из них — это образ хлеба. Как в европейской культуре, так и в мире Библии, хлеб — не просто один из основных продуктов питания. Хлеб — это основа самой жизни. Особое внимание этому символу уделяет отрывок из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Очевидно, что, когда Христос в только что прозвучавшем отрывке говорит о хлебе, Он подразумевает жизнь не только внешнюю, физическую. В первую очередь речь идёт о жизни внутренней, сокровенной. А потому смысл Его слов предельно ясен: «Я — источник и основа всего вашего существования. Тот, кто связан со Мной, не будет испытывать духовного голода. Как хлеб наполняет ваше тело физической силой, так Я могу наполнить всю вашу жизнь высоким смыслом». О чём же именно идёт речь?
Один современный мыслитель сравнивал жизнь человека с прогулкой по озеру вулканической лавы, покрытому жёсткой коркой. Нам кажется, что у нас под ногами твёрдая почва. Мы уверено шагаем вперёд. Однако в каждый момент рискуем с головой погрузиться в кипящую магму. Ведь корочка на самом деле очень тоненькая и ненадёжная. Лишь чудом Божиим мы держимся на поверхности, балансируем, сами того не понимая, на кромке света и тьмы.
Пока идёшь по поверхности, нет особой необходимости в поддержке. Во свете дня мы не привыкли всерьёз задумываться о Боге. Нам достаточно пищи телесной. Питаешься привычными эмоциями, надеждами, мечтами, фантазиями. Строишь планы, зарабатываешь на хлеб насущный, развлекаешься. Одним словом, двигаешься в потоке. И кажется, что всё контролируешь. И всё надежно, предсказуемо и в некотором смысле стабильно. Если и наступает какой дискомфорт, ощущение внутренней пустоты, сразу же его заедаешь, запиваешь, забалтываешь, гасишь разнообразными впечатлениями, порой замаливаешь, одним словом, находишь, чем себя на время насытить и наполнить.
Но однажды в жизни всякого из нас это ощущение пустоты достигает критической массы. Приходит ночь и внутри человека разверзается бездна. Как писал об этом Фёдор Тютчев, «Но меркнет день — настала ночь; // Пришла — и, с мира рокового // Ткань благодатную покрова // Сорвав, отбрасывает прочь… // И бездна нам обнажена // С своими страхами и мглами, // И нет преград меж ей и нами — // Вот отчего нам ночь страшна!» Страшна, потому что привычный мир начинает рушится. Всё, во что верил, теряет смысл. Самые близкие и родные оказываются далёкими и чужими. Душа погружается во тьму. Не на что опереться. То, что раньше насыщало, больше не насыщает. В мире словно происходит сбой системы, гигантская поломка. И сам я начинаю ощущать себя в нём просто лишней деталью.
Вот тогда у человека и появляется прекрасная возможность ощутить, почему же Христос — истинный хлеб, который даёт жизнь. Лишь Он один способен утолить наш голод и жажду. Лишь Он один может стать между нами и тьмой небытия. Вернуть нас к свету. Одухотворить наше тело, нашу душу, наш ум. Сообщить нашим поступкам, нашим чувствам и эмоциям, а также нашим мыслям глубину и широту. Избавить от пустоты. Всю нашу жизнь наполнить высоким и непреходящим смыслом. От нас требуется лишь одно: обратиться к Нему в эти тяжкие минуты с просьбой о помощи и поддержке. И получив эту помощь, больше никогда не менять Хлеб Небесный на бледные, как тени, земные суррогаты.