ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 22.08.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Что является одним из ключевых условий личностного и общественного развития? Очевидно, это конкуренция. Нередко именно стремление быть выше, быстрее, сильнее своего оппонента побуждает нас улучшать свои профессиональные навыки, освоить те области, которые ещё закрыты для окружающих. В основе множества полезных изобретений и открытий лежит именно азарт соревнования. Однако, когда речь идёт о христианстве, то часто можно слышать, что ему чужд дух соперничества. Так ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 20-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 20.

17И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

18вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Если мы внимательно будем читать Евангелие, то увидим, что ученики Христовы постоянно соревнуются между собой. Каждый из них стремится занять место поближе к Учителю. При этом мотивы их вполне себе земные. В их представлении Мессия — великий царь. Он будет править в Иерусалиме. И окружать его будут вельможи. Понятно, что все они, верные соратники Иисуса, войдут в этот круг. Однако кто-то окажется ближе всех к телу государя. «Почему бы не я», — думает каждый из них. Очевидно, что и методы соревнования у апостолов были вполне обычные. По крайней мере мы знаем, что они спорили друг с другом, а также пытались всячески повлиять на Спасителя. Вспомните ревность апостола Петра, который накануне взятия Иисуса под стражу очень самоуверенно заявляет, что если все от Него отрекутся, то он никогда Его не оставит.

Вот и сегодня мы видим, как братья Иаков и Иоанн пытаются обойти конкурентов своими методами. Они предпринимают попытку воздействовать на Христа с помощью матери. Нам неизвестно доподлинно, кто из троих был инициатором этого разговора. Однако план хорош. Мать лично просит за детей. Отказать таким просьбам бывает весьма сложно. Тем более если принять во внимание уважение Христа к Богородице.

Реакция Спасителя примечательна. Он не ругает апостолов. Не упрекает их в корысти и хитрости. Как, впрочем, не обвиняет Он и других Своих учеников, которые также периодически обращаются к Нему с подобными просьбами. Ведь Господь прекрасно знает законы человеческого существа. Он знает, что желание быть первым укоренено в нас так же глубоко, как и инстинкт самосохранения и продолжения рода. В основе этого желания лежит стремление человека к совершенству, наша врождённая жажда быть рядом с Богом, быть похожим на Него.

А потому Своим ответом братьям Зеведеевым и их матери Спаситель вносит существенную корректировку в их стремление. Первым станет не тот, кто пройдёт по головам окружающих и добьётся своей корыстной цели, но тот, кто откажется от своего первенства. То есть кто смыслом своей жизни сделает не исполнение собственной воли, а поиск и исполнение воли Небесного Отца. Кто все свои силы направит на служение окружающим людям. Так Господь, с одной стороны, пытается нас уберечь от духа противления окружающим. От духа надменности и превозношения, который неизбежно сеет между конкурентами обособленность, злобу и вражду. С другой, поощряет наше желание расти, развиваться, становиться выше, быстрее, сильнее. Подлинное развитие возможно лишь тогда, когда целью наших стремлений является Господь и следование Его Евангелию. Эта цель преображает любое соревнование, наполняет его духом любви и братолюбия, а нашему сердцу дарит глубокое удовлетворение.

Добавить комментарий