ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 23.01.2022

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Толкование дня

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если зайти в самый обычный церковный книжный магазин и обратить внимание на ассортимент книг, которые там находятся, то, среди прочего, мы увидим массу всевозможных инструкций относительно покаяния. Это будут пособия по подготовке к исповеди, будут списки грехов, общие размышления о покаянии, сборники великопостных проповедей, посвященных покаянию, и так далее. Призывом к покаянию пронизана церковная проповедь, мы живем в пространстве покаяния. Евангельский голос Христа Спасителя призывает к тому же — он призывает к покаянию.

Но вот что странно: если немного полюбопытствовать и пройтись самым обычным поиском по электронной Библии, то мы обнаружим, что во всём корпусе библейских книг слова, образованные от слова «покаяние» встречаются только 27 раз, при этом в качестве призыва из уст Христа — всего лишь один раз, в том отрывке Евангелия от Матфея, который мы только что услышали. Евангелие от Иоанна и вовсе не содержит этого слова, впрочем, апостол и евангелист Иоанн Богослов компенсировал свое упущение в книге Откровения, в которой немало призывов к покаянию, но они не принадлежат Христу. А вот если мы всё тем же обычным поиском по электронной Библии вычленим слова, образованные от слова «радость», то выясним, что такие слова встречаются в библейских книгах 185 раз, что почти в семь раз больше, чем слова, образованные от «покаяния».

Сама по себе эта нехитрая статистика весьма удивительна, становится не совсем понятно, каким образом именно призыв к покаянию, а не к радости о Христе, стал основным призывом церковной проповеди. Возможно, дело здесь в том, что с какого-то момента христианство начало восприниматься не как предвосхищение блаженства Царства Божия, а как метод борьбы с дурными человеческими качествами, носителями которых является каждый из нас. Все мы страдаем от самих себя, а заодно и мучаем окружающих. Нам это не нравится, мы пытаемся измениться, внимательно смотрим за собой, исповедуем грехи, ненадолго испытываем облегчение, снова грешим и снова каемся. Так по кругу и до самого конца.

Проблема здесь в том, что при таком подходе невозможно измениться, меняет человека нечто совершенно иное. То, что раз и навсегда изменило апостола Павла, ведь в его посланиях невозможно найти длительного и изнуряющего апостольского плача о собственных грехах, которые у него, как и всякого другого человека, несомненно, были. То, что изменило и других апостолов, которые тоже дружно забыли о своих грехах. Не было сугубого плача о грехах и у первых христианских мучеников. У всех этих людей была нескончаемая непоколебимая радость о Возлюбившем нас немощных и грешных Господе Иисусе Христе. Все эти люди сумели покаяться в истинном смысле этого слова — они изменились, они стали совершенно новыми людьми, живущими не по закону плоти, но по закону Духа. А изменил их Дух Святой, Посланный от Отца Господом Иисусом Христом. Пусть же Он придёт, вселится, очистит от всякой скверны каждого из нас, и вместе с этим наполнит наши души всепоглащающей радостью о Христе Воскресшем!

Добавить комментарий