Евангелие дня
Комментирует священник Антоний Борисов
Слова, безусловно, важны. Но ещё большее значение имеют чувства, мотивация, целеполагание, которые мы вкладываем в словесную оболочку. Ведь люди по форме могут говорить одно и то же. А содержание их речи будет диаметрально противоположным. Об этом, в частности, идёт речь в отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем этот текст.
Фарисеи и прочие религиозные наставники ветхозаветного Израиля сыграли в судьбе своего народа действительно важную роль. В годы Вавилонского плена и последующий период истории именно законники выполняли ответственную миссию по сохранению веры, профилактике идолопоклонничества, сбережению памяти о прошлом и поддержанию стремления вернуться в историческую Палестину, ожидая там прихода Спасителя. Всё перечисленное имело самое положительное значение. Но в эту образную бочку мёда самими же фарисеями была добавлена досадная ложка дёгтя. Чтобы понять, в чём она заключалась, давайте вспомним о служении ещё одной, очень важной для древнего Израиля личности — пророке Иоанне Предтече.
Пророк Иоанн, говоря о своей миссии, постоянно подчёркивал, что ему (Иоанну) нужно постепенно умаляться, уменьшаться, всё больше места уступая Спасителю. Предтеча прекрасно понимал, что его служение не имеет какой-то ценности само по себе. В его задачу входило подготовить народ к принятию Христа, указать на Иисуса из Назарета как на обещанного Мессию и затем просто отойти в сторону. Что Креститель, собственно, и сделал. И на что оказались просто неспособны фарисеи и прочие религиозные наставники народа Израильского.
Задача, которую довольно успешно решали законники, также состояла в подготовке людей к приходу Христа. Ветхозаветное общество ещё никогда не было столь нравственным, как накануне Рождества Спасителя. И заслугой тому была как раз деятельность фарисеев и прочих наставников веры. Но трагедией этих людей и всего еврейского народа стало то, что они настолько возлюбили себя и свою религиозность, что Сын Божий оказался им просто не нужен. Ведь всё необходимое для оправдания перед судом Господним (в ветхозаветном понимании) у этих людей, как им казалось, было. Они не только исполняли закон Моисея, но и дополнили его многочисленными правилами и традициями, которые также более-менее тщательно исполняли.
Вот в чём состоит причина неприятия Христа со стороны вождей древнего Израиля. На их глазах Спаситель совершал множество неоспоримых чудес, каждое из которых становилось проявлением Божьих милосердия и любви. Но фарисеи и книжники категорически служения Господа Иисуса не принимали, хотя, по большому счёту, не имели никакой возможности отрицать очевидного. Оправдания для такого неприятия находились разные. В одних случаях речь шла о якобы нарушении Христом заповеди о субботе. В других — фарисеи и саддукеи утверждали, что чудеса совершаются силой бесовской. Но в корне такой критики находилась не борьба за правду, а властолюбие, зависть и малодушие. Эти греховные чувства подталкивали несчастных людей к самому настоящему богохульству.
Вожди древнего Израиля испугались умалиться перед пришедшим Мессией, потому что опасались утратить имевшуюся власть. Не будем же повторять этой досадной ошибки. Каждому искренне верующему в Него человеку Христос даёт радостную и укрепляющую благодать. Она делает нас умнее, светлее, крепче. Но это не означает, что мы имеем право сделать благодать своей собственностью, использовать Бога для прославления себя, а затем изгнать Его вон. Вместе с Богом уйдёт и благодать. Ведь как мы слышали от Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Будем же созидать со Христом, переадресуя Ему и только Ему похвалы за наши успехи и таланты, чтобы не стать нам жертвами гордости. И будем стремиться быть с Господом Иисусом, не расточая дарованное Им небесное счастье, но созидая и преумножая его.