ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 23.07.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Слова, безусловно, важны. Но ещё большее значение имеют чувства, мотивация, целеполагание, которые мы вкладываем в словесную оболочку. Ведь люди по форме могут говорить одно и то же. А содержание их речи будет диаметрально противоположным. Об этом, в частности, идёт речь в отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем этот текст.

Глава 12.

14Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.

15И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех

16и запретил им объявлять о Нем,

22Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

25Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

26И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

27И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.

28Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

29Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

30Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Фарисеи и прочие религиозные наставники ветхозаветного Израиля сыграли в судьбе своего народа действительно важную роль. В годы Вавилонского плена и последующий период истории именно законники выполняли ответственную миссию по сохранению веры, профилактике идолопоклонничества, сбережению памяти о прошлом и поддержанию стремления вернуться в историческую Палестину, ожидая там прихода Спасителя. Всё перечисленное имело самое положительное значение. Но в эту образную бочку мёда самими же фарисеями была добавлена досадная ложка дёгтя. Чтобы понять, в чём она заключалась, давайте вспомним о служении ещё одной, очень важной для древнего Израиля личности — пророке Иоанне Предтече.

Пророк Иоанн, говоря о своей миссии, постоянно подчёркивал, что ему (Иоанну) нужно постепенно умаляться, уменьшаться, всё больше места уступая Спасителю. Предтеча прекрасно понимал, что его служение не имеет какой-то ценности само по себе. В его задачу входило подготовить народ к принятию Христа, указать на Иисуса из Назарета как на обещанного Мессию и затем просто отойти в сторону. Что Креститель, собственно, и сделал. И на что оказались просто неспособны фарисеи и прочие религиозные наставники народа Израильского.

Задача, которую довольно успешно решали законники, также состояла в подготовке людей к приходу Христа. Ветхозаветное общество ещё никогда не было столь нравственным, как накануне Рождества Спасителя. И заслугой тому была как раз деятельность фарисеев и прочих наставников веры. Но трагедией этих людей и всего еврейского народа стало то, что они настолько возлюбили себя и свою религиозность, что Сын Божий оказался им просто не нужен. Ведь всё необходимое для оправдания перед судом Господним (в ветхозаветном понимании) у этих людей, как им казалось, было. Они не только исполняли закон Моисея, но и дополнили его многочисленными правилами и традициями, которые также более-менее тщательно исполняли.

Вот в чём состоит причина неприятия Христа со стороны вождей древнего Израиля. На их глазах Спаситель совершал множество неоспоримых чудес, каждое из которых становилось проявлением Божьих милосердия и любви. Но фарисеи и книжники категорически служения Господа Иисуса не принимали, хотя, по большому счёту, не имели никакой возможности отрицать очевидного. Оправдания для такого неприятия находились разные. В одних случаях речь шла о якобы нарушении Христом заповеди о субботе. В других — фарисеи и саддукеи утверждали, что чудеса совершаются силой бесовской. Но в корне такой критики находилась не борьба за правду, а властолюбие, зависть и малодушие. Эти греховные чувства подталкивали несчастных людей к самому настоящему богохульству.

Вожди древнего Израиля испугались умалиться перед пришедшим Мессией, потому что опасались утратить имевшуюся власть. Не будем же повторять этой досадной ошибки. Каждому искренне верующему в Него человеку Христос даёт радостную и укрепляющую благодать. Она делает нас умнее, светлее, крепче. Но это не означает, что мы имеем право сделать благодать своей собственностью, использовать Бога для прославления себя, а затем изгнать Его вон. Вместе с Богом уйдёт и благодать. Ведь как мы слышали от Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Будем же созидать со Христом, переадресуя Ему и только Ему похвалы за наши успехи и таланты, чтобы не стать нам жертвами гордости. И будем стремиться быть с Господом Иисусом, не расточая дарованное Им небесное счастье, но созидая и преумножая его.

Добавить комментарий