ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 23.09.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Всем нам порой приходится совершать вещи, внутреннюю суть которых мы не очень хорошо понимаем. Просто так было принято до нас, мы привыкли и повторяем. Но всегда ли правилен такой подход? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 7.

05Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

06Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,

07но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

08Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

09И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

10Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

11А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

12тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,

13устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

14И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Молодым людям, особенно в подростковом возрасте, обычно кажется, что взрослые мало что понимают. Такова специфика возраста — во всём сомневаться, требовать доказательств и обоснований. Как-то один подросток, увлекающийся наукой, с интересом рассказал мне о том, что учёные доказали пользу умеренного питания. Я же со своей стороны рассказал ему о том, что христианам эта идея была известна давно, хотя объясняли они необходимость умеренности на языке аскетики, а не медицины. Подобные совпадения встречаются во многих сферах, ведь люди веками наблюдали за состояниями своего тела, за природой и подмечали некоторые закономерности, которые уже в наши дни могли получить вполне ясное научное объяснение, или, наоборот, бывали опровергнуты.

В сегодняшнем евангельском чтении фарисеи и книжники обвиняют учеников Спасителя в том, что они едят неумытыми руками. В наше время мытьё рук является естественной и важной частью гигиенической культуры. Мы довольно много знаем о вирусах и бактериях и, дезинфицируя руки, предотвращаем их попадание в организм. Поэтому возмущение книжников и фарисеев может показаться нам вполне обоснованным, ведь похожим образом мы сами возмущаемся, когда дети хватают еду, приходя с улицы. Но иудеи возмущались не потому, что они были особенно чистоплотны. Омовение рук было для них чисто религиозным актом, который позволял ощутить себя праведными и очищенными перед лицом грешного и нечистого мира. Спаситель, как это нередко бывало, сталкивается с фарисеями в пограничной ситуации, которая внешне выглядит как нарушение, но перестаёт быть проблемой перед лицом чего-то более глобального. Фарисеи не замечали фундаментальных вещей, потому что подобные вещи требуют нравственного и духовного труда. Гордясь собой, они следили за тем, что было нравственно мало затратно, но привычно и удобно, и главное — внешне благочестиво. Господь называет их лицемерами, потому что, пренебрегая нравственной чистотой отношений с родителями, они блюли чистоту формальную и легко достижимую. Зная об опасностях такого лицемерия, Он решительно обращается ко всем окружающим Его людям и призывает их к вдумчивому и внимательному подходу. Человеческие традиции бывают важными и правильными, когда имеют под собой духовную основу. Однако они могут подменять собой религиозную жизнь и создать иллюзию духовности, если не основываются на заповедях.

Как же определить, что главное, а что второстепенное? Спаситель указывает довольно ясный способ: начинать с нравственной жизни. Потому что, верно выстроенная нравственная жизнь поможет и во всём остальном верно расставить приоритеты.

Добавить комментарий