ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 23.11.2021

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 42-48
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 42-48

42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,-

46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Толкование дня

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении Христос в ярких образах говорит о том, что жизнь необходимо проживать осмысленно и быть готовым в любой момент дать ответ о том, чем она оказалась наполнена. С любовью и ради любви Бог творит мир. Он творит в нем человека, который должен действовать по Его образу и подобию. Именно это имеет в виду Спаситель, когда в сегодняшнем чтении говорит о мудром домоправителе, который призван заботиться об окружающих. Но каждый ли призван быть таким домоуправителем или есть те, кто может только получать, ничего не отдавая взамен?

Именно этот вопрос звучит в начале сегодняшнего чтения… «Кто верный и благоразумный правитель, которого господин поставил заботиться о слугах»? На первый взгляд, вопрос этот остается без ответа… Однако на самом деле, вопрос — это и есть ответ. Потому что благоразумный управитель — это не чин, который можно дать, но выбор, который человек призван сделать сам. На вопрос «о ком именно говорит Христос?» нет ответа. Он говорит о тех, кто сделает правильный выбор. Будут ли это апостолы? Могут быть — если изберут этот путь. Ведь и Иуда был тогда в числе апостолов, но верным не стал.

И всё же, можем ли мы сказать, что каждый, кто жил на земле, услышал проповедь так, чтобы можно было сказать, что он «знал волю господина»? Очевидно нет. Христос прямо говорит, что среди совершивших достойное наказания, будут как знавшие, так и не знавшие… И первые биты будут много, а вторые биты будут меньше.

Слово «биты» многих может смущать, потому что на первый взгляд плохо соотносится в тем, что Бог есть любовь. Однако на самом деле, это образ, которым Христос описывает последствия нашего несоответствия Творцу, Его замыслу о нас. Естественно, Бог всем желает блага и Он есть любовь, а тот, кто наполнил свою душу ненавистью, сам определил свою участь.

Однако возникает еще один вопрос: почему же в таком случае последствия одних и тех же губительных действий будут разными? Уж если ты поступал недолжно и наполнял свою душу грехом, какая разница, знал ты, что это плохо или нет? Согрешил — должен быть автоматически наказан. Но в библейском Боге нет никакой автоматики и Его отношение к человеку совершенно не похоже на учение о законе кармы, которое свойственно некоторым восточным религиям. Напротив, Он Существо личностное и отношения с каждым человеком для Него совершенно особенные и уникальные. Просто тот, кто знал заповедь и грешил, вполне сознательно противопоставлял себя Богу. Он делал свободно и ответственно, и как исцелить его злобу, чтобы не нарушить его свободы? В свою очередь, тот, кто не знал, мог совершать те же поступки, мог давать место злобе в своем сердце… Однако он не противопоставлял себя Богу, не создавал своим свободным выбором ада в своем сердце… И Бог может снизойти к нему, не нарушая Его свободы. Конечно, для злого сердца Его присутствие будет нелегким, но всё же, по словам Христа, не таким, как для того, кто сознательно избрал зло.

Спаситель говорит: «Кому много дано, с того много и спросится». Нам часто кажется, что это про ответственность и наказание, но на самом деле это в первую очередь про возможности. Очевидно, что чем выше человек восходит, тем страшнее падение… И всё же в восхождении главное не страх падения, но стремление к небу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *