Евангелие дня
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Говорят, в Индии есть один очень оригинальный способ ловли обезьян: в горшок с узким горлышком, надёжно привязанный к дереву, кладут на дно яблоко — и когда обезьяна пытается оттуда вытащить лапу с яблоком — лапа обратно не пролазит. Не желая отпустить добычу — она мучительно пытается освободиться — но не может.
Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, и наша история с обезьяной напрямую связана со смыслом этого чтения.
Своих учеников Христос призывает прежде всего отучаться от «хватательного рефлекса» — свойственного каждому из нас по естеству. Да, с точки зрения биологического выживания, преимущество имеет тот, кто «нахватается» больше и «удержит» крепче: но вот в случае с человеком это уже не работает. Любое «обладание» неизбежно становится «зависимостью» — и мы не то что, словно обезьяна, одной рукой застреваем в том, что хотим «не упустить» — но оказываемся буквально растянутыми, словно на дыбе через множество всего, в чём «зависли».
Христос предлагает прекратить мучительно дёргаться, пытаясь и «добычу не упустить» — и свободу обрести: спокойно оставить всё то, что нас приковывает к себе — и следовать за Ним. Значит ли это, что такое состояние «освобождённости» — или иначе, «все-брошенности» — гарантирует получение несоизмеримо большего, чем то, что оставлено? Иисус категорично утверждает, что да, именно так и будет. Но как такое вообще возможно?
Попробую объяснить вот с какой стороны. Наверное, вы знаете, что такое «профдеформация» — когда, например, психиатр, сам того не замечая, увидев любого прохожего, тотчас начинает ставить ему диагноз — даже если его об этом никто не просит, учитель — наставлять, следователь — подозревать и так далее. Профдеформация — это своего рода «привычный морок», в котором оказывается человек потому, что он — «одержим» той или иной деятельностью. Она его буквально «держит» — потому он и не может смотреть вокруг простым, естественным взглядом.
Для того, чтобы выбраться из профдеформации, необходимо разжать пальцы, отпустить то, вокруг чего вращается деятельность, — и в каком-то смысле стать опустошённым, праздным, ничем не заполненным — ведь для нового должно появиться свободное место! Освободившись от своего морока, человек неожиданно существенно расширяет охват своего взора — и — о чудо! — на свои же узкопрофессиональные вопросы он вдруг находит совершенно неожиданные, из совсем других областей, ответы!
Конечно, без веры «разжать» эти пальцы, удерживающие «привычное обладание», — невозможно. Только вера как состояние сердечной вверенности Богу даёт возможность не сжимать всё в крепкий кулак, а держать на открытой ладони — обращённой к Богу, Чей взор всегда светлый и — очень согревающий!