ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 24.01.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Говорят, в Индии есть один очень оригинальный способ ловли обезьян: в горшок с узким горлышком, надёжно привязанный к дереву, кладут на дно яблоко — и когда обезьяна пытается оттуда вытащить лапу с яблоком — лапа обратно не пролазит. Не желая отпустить добычу — она мучительно пытается освободиться — но не может.

Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, и наша история с обезьяной напрямую связана со смыслом этого чтения.

Глава 10.

23И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

28И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

29Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,

30и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

31Многие же будут первые последними, и последние первыми.

32Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

Своих учеников Христос призывает прежде всего отучаться от «хватательного рефлекса» — свойственного каждому из нас по естеству. Да, с точки зрения биологического выживания, преимущество имеет тот, кто «нахватается» больше и «удержит» крепче: но вот в случае с человеком это уже не работает. Любое «обладание» неизбежно становится «зависимостью» — и мы не то что, словно обезьяна, одной рукой застреваем в том, что хотим «не упустить» — но оказываемся буквально растянутыми, словно на дыбе через множество всего, в чём «зависли».

Христос предлагает прекратить мучительно дёргаться, пытаясь и «добычу не упустить» — и свободу обрести: спокойно оставить всё то, что нас приковывает к себе — и следовать за Ним. Значит ли это, что такое состояние «освобождённости» — или иначе, «все-брошенности» — гарантирует получение несоизмеримо большего, чем то, что оставлено? Иисус категорично утверждает, что да, именно так и будет. Но как такое вообще возможно?

Попробую объяснить вот с какой стороны. Наверное, вы знаете, что такое «профдеформация» — когда, например, психиатр, сам того не замечая, увидев любого прохожего, тотчас начинает ставить ему диагноз — даже если его об этом никто не просит, учитель — наставлять, следователь — подозревать и так далее. Профдеформация — это своего рода «привычный морок», в котором оказывается человек потому, что он — «одержим» той или иной деятельностью. Она его буквально «держит» — потому он и не может смотреть вокруг простым, естественным взглядом.

Для того, чтобы выбраться из профдеформации, необходимо разжать пальцы, отпустить то, вокруг чего вращается деятельность, — и в каком-то смысле стать опустошённым, праздным, ничем не заполненным — ведь для нового должно появиться свободное место! Освободившись от своего морока, человек неожиданно существенно расширяет охват своего взора — и — о чудо! — на свои же узкопрофессиональные вопросы он вдруг находит совершенно неожиданные, из совсем других областей, ответы!

Конечно, без веры «разжать» эти пальцы, удерживающие «привычное обладание», — невозможно. Только вера как состояние сердечной вверенности Богу даёт возможность не сжимать всё в крепкий кулак, а держать на открытой ладони — обращённой к Богу, Чей взор всегда светлый и — очень согревающий!

Добавить комментарий