ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 24.04.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христос воскресе! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Истину Христову невозможно постигнуть умом. В истории было немало интеллектуалов, которые пытались идти по пути познания Христа силой своего ума, и все эти люди потерпели поражение, у них не получилось сделать то, что довольно легко сделали полуграмотные апостолы — убеждённые в силе своего разума интеллектуалы не смогли обрести ту благодать Духа Святого, которая причислила бы их к святым избранникам Божиим. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 3-й главы Евангелия от Иоанна, в этом отрывке рассказывается об одной из первых попыток интеллектуального «наскока» на Благую Христову весть.

Глава 3.

01Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

02Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

03Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

04Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

05Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

06Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

07Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

08Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

09Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Про пришедшего к Спасителю ночью Никодима сказано, что он был одним «из начальников Иудейских». Здесь важно понимать: «начальники Иудейские» — это не государственные служащие, это те, кто возглавлял религиозную жизнь народа, и случайных людей среди них не было. Чтобы стать одним из таких начальников, нужно было немалое количество сил и времени положить на обучение. Более того, учиться приходилось всю жизнь, ведь Писание с кодексом законом и с комментариями к кодексу — это чрезвычайно большой объем материала, и освоить его под силу лишь очень одарённым людям.

Никодим был одним из таких людей. Он пришёл ко Христу, чтобы разобраться в том учении, которое проповедовал Господь. Но что мы видим? Диалог со Спасителем развивался очень странно: вместо разъяснений, Господь начал говорить нечто, с точки зрения Никодима, невероятно странное — Христос говорил о рождении от воды и Духа.

Для нас эти Христовы слова не представляют никакой сложности, мы понимаем, что речь здесь идёт о христианском крещении и о миропомазании. Конечно, в момент беседы Спасителя с Никодимом мир ещё не знал этих таинств, но ведь Господь говорил не об актуальном положении дел, а о грядущем изменении всей парадигмы взаимоотношений Бога и человека, Господь говорил о том пути, который способен привести человека в Царство Божие.

Никодим во время своей первой беседы со Христом был заложником идей Ветхого Завета, ему было сложно понять, что Царство Божие — это не какая-то земная реальность, попасть в которую можно просто появившись на свет, и прожив правильную жизнь. Царство Божие требует другого рождения — от воды и Духа, оно требует духовного перерождения человека, в Царство Божие нельзя войти, лишь соблюдая заповеди Ветхого Завета. Хороший и праведный человек — это не более, чем хороший и праведный человек, он остаётся плотью и кровью, он не способен выйти за пределы своей телесности, а потому ему нужно новое рождение, которое позволит ему, став причастником Духа Святого, войти туда, куда плоть и кровь войти не могут — в прямое и непосредственное общение с Богом в Его Царстве.

Добавить комментарий