Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сама эпоха учит нас мыслить масштабами статистики уровня государства: столько-то десятков миллионов у нас в стране женщин, столько-то мужчин, а столько-то несовершеннолетних, такие-то средние доходы, такие-то чаяния, и всегда речь идёт об очень большом количестве людей, настолько большом, что отдельная личность совершенно теряется. Для государства думать о благе народа в его целом — нормально и естественно, однако, каждому отдельному человеку Господь наш Иисус Христос предлагает совершенно иную оптику. Какую именно — об этом мы можем узнать из того отрывка 18-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Матфея содержит в себе сразу несколько на первый взгляд не связанных друг с другом тем: мы услышали сказанное Христом о Его приоритетах в отношении к человеку, услышали Его практический совет относительно действий в случае грехов наших ближних, узнали о чрезвычайной возможности, данной человеку, — о возможности отпускать грехи, узнали мы также и о значимости совместной единодушной молитвы. Вполне естественно, что здесь, как это часто бывает в Священном Писании, последующее базируется на предыдущем и вытекает из него, то есть слова о прощении и молитве представляют собой продолжение мысли о личных отношениях Христа с человеком, а не с людьми.
Христос сказал о чрезвычайной заботе Бога о тех, кто слаб, слабых Бог предпочитает сильным, и это понятно: сильный справится сам, а слабому нужна помощь, девяносто девять овец благополучны, и им ничего не угрожает, а вот одна заблудившаяся овца не сможет найти обратную дорогу, если ей не помочь, она погибнет. Это совершенно очевидные вещи, именно как на очевидные на них и указал Господь, взяв для иллюстрации прекрасно понятный израильтянам пример с овцами. Если же продолжить мысль Христа и забыть об овцах, то получится, что, размышляя об отношении Бога к человеку, мы не должны мыслить категорией пользы большинства, вместо этого нам стоит сосредоточиться на пользе одного конкретного человека. Как раз эту пользу подразумевает и повеление Христа в отношении согрешивших против нас людей: возможно, для общества было бы полезным и назидательным, если бы грех человека стал известен всем, но в большинстве случаев для самого согрешившего такая огласка будет опасна, человек может попросту «сломаться» и впасть в ожесточение. Именно по этой причине Христос требует от нас предельной деликатности в исправлении грехов других людей, и только в том случае, если деликатность не приносит плода, обращаться к помощи общества как к крайней и весьма болезненной мере.