Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Стоит признать, что многие евангельские изречения Христа звучат в современном мире даже не как вызов, а как откровенное безумие. Один из призывов такого рода мы можем найти в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 10-й главы Евангелия от Матфея. Давайте его послушаем.
Глава 10.
09Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Христос, посылая Своих учеников на проповедь, сказал им ничего не брать с собой в дорогу: ни запаса денег, ни сменной одежды, ни сменной обуви, Он сказал им идти даже без сумок и посохов. Апостолам предстояло просто выйти и пойти, сделать это нужно было без какой-либо предварительной подготовки. Как мы знаем, ученики Христовы всё сделали так, как сказал им Господь, и они во время исполнения своей миссии ни в чём не нуждались, для них всегда находилась и пища, и кров, и всё то, что потребно в долгой дороге.
Когда мы размышляем об это апостольском путешествии, нам стоит помнить, что апостолы в тот момент времени ещё не обращали свою проповедь к язычникам, они шли к своим соплеменникам, которые жили — или, как минимум, старались жить — по закону Моисея, а потому, во-первых, проповедь о Христе была им понятна, а во-вторых, эти люди оказывали гостеприимство в соответствии с законом Ветхого Завета. Впрочем, существенно важно другое: апостолы исполняли прямое и ясно выраженное повеление Христа, а потому сам Бог способствовал их миссии.
Вот мы услышали слова, обращённые к совершенно конкретным людям в совершенно конкретной исторической обстановке, можем ли мы эти слова применить к себе самим? И если можем, то как?
Ответ на первый из этих вопросов очевиден: да, мы веруем, что все евангельские слова относятся и к нам, таково же и мнение Церкви, иначе бы прозвучавший сегодня отрывок не был включён в число прочитываемых во время литургии.
Ответ на второй вопрос значительно сложнее, потому что буквальное восприятие слов Христа приводит нас к абсурду, ведь оно означает, что каждый человек должен в прямом смысле начать бродить по свету и проповедовать Евангелие Христово. Совершенно очевидно, что это невозможно, да и история Церкви показала, что апостольская миссия — удел совсем немногих. Большинство же христиан должны оставаться там, где они есть, и на своём месте реализовывать христианское призвание через жизнь, полную веры, надежды и любви.
Чтобы это сделать нам, тем не менее, нужно уподобиться посланным на проповедь апостолам в их абсолютном и безоговорочном доверии Богу. Да, у нас нет необходимости быть ничего не имеющими бродячими проповедниками, но нам нужно исполнять другие заповеди Христовы, исполнить которые без доверия Богу невозможно. Никто, не доверяя Богу, не будет способен, скажем, не осуждать своих близких, ведь в осуждение нас зачастую втягивают другие люди, отношениями с которыми мы дорожим, а потому нам кажется, что если мы не поддержим тональность и содержание их слов, то мы в конечном итоге останемся оторванными от общества. И так — со многими другими нашими грехами, чтобы их не совершать, нам необходимо доверие Богу, и пусть же Господь поможет его стяжать!