ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 24.09.2024


Евангелие дня

, рубрика: , рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

На протяжении всей своей истории человечество живёт в ожидании начала так называемого «золотого века» — времени справедливости и изобилия. Ветхозаветные евреи в данном отношении исключением не были и тоже хотели быть жителями идеальной эпохи — Царства Мессии. Но оказалось, что это Царство, как и чаемый иными народами «золотой век» по версии Бога значительно отличается от человеческих иллюзий. Об этом мы узнаём из евангельского чтения — отрывка из 4-й главы Евангелия от Марка — что звучит сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 4.

24И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

25Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

26И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

27и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,

28ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

32а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

34Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Христос обращается к Своим ученикам с поучением. Спаситель с помощью притч разъясняет апостолам суть евангельского учения о Царстве Божием. Перед тем, как мы вникнем в смысл слов Христовых, хотелось бы отметить, что славяно-русское слово «царство» в данном случае не слишком хорошо подходит для перевода того, о чём рассуждает Спаситель. В нашем понимании царство есть устоявшаяся структура, синоним страны-государства. В Писании же речь идёт не о структуре, а о процессе. Греческое слово «василИа» означает не государство, а правление, как набор действий правителя.

Таким образом, Христос рассуждает скорее не о Царстве Божием, а о Царствовании Божием. При данном восприятии образы, использованные Спасителем, оказываются более понятными. Итак. Господь Иисус сравнивает Царство Божие с ситуацией, когда человек, посадивший какое-то злаковое растение, затем продолжает заниматься собственными делами и замечает, что с семенем случились значительные перемены только тогда, когда видит перед собой созревший колос. Человек тут же его срезает, чтобы изготовить муку и испечь хлеб.

Что имеет в виду Спаситель? То, что духовная жизнь предполагает со-работничество Бога и человека. И далеко не всегда мы, люди, способны контролировать процессы, происходящие в наших умах и сердцах. Случается, что Дух Святой незаметно, постепенно действует внутри нас, помогая вере и любви от Бога закрепиться в нас. Для чего это нужно? Господь прекрасно знает, что тщеславие и гордость стали причиной падения многих и многих людей. А потому как будто закрывает до времени нам глаза, чтобы не видели мы, как под воздействием благодати Божией мы становимся лучше, светлее. Чтобы не приписали мы себе данную заслугу.

Об этом же речь идёт и в иной услышанной нами притче. Здесь Царство Божие уподобляется семени «чёрной горчицы» — кустарника, растущего на Ближнем Востоке. Это растение не уступает в размерах полноценным деревьям, а семена его, действительно, очень маленькие. Царство Божие, которое, повторюсь, есть не застывшая структура, а процесс, и тут проявляет себя очень деликатно, незаметно даже для самого человека. Если мы терпеливо и верно будем исполнять заповеди Божии, то мало-помалу с нами будут происходить добрые изменения, радующие и нас самих, и окружающих людей. Ведь под образом птиц, отдыхающих в тени листьев горчичного кустарника, скрываются именно наши ближние.

Живя в служении любви Богу и людям, мы окажемся способны окружающих утешать и радовать. А потому запомним слова Христовы, которые прозвучали в самом начале сегодняшнего чтения. «Какой мерой мерите, такой отмерено будет и вам». Давайте же отмерять ближним щедро милостью, терпением, пониманием. И они, пусть не сразу, пусть не полностью, но ответят нам взаимностью. Бог же отмерит неизмеримо больше того, что нам удалось с Его помощью сделать.

Добавить комментарий