Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, кто хотя бы раз в жизни оказывался плотно зажатым толпой — точнее, потоком людей — без малейшего шанса противостоять ему — увидит один неочевидный аспект в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением.
Глава 9.
12День же начал склоняться к вечеру. || И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15И сделали так, и рассадили всех.
16Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
18В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
Аспект, связанный с поведением человеческой толпы, о котором я сказал в начале программы, — это повеление Иисуса ученикам рассадить людей рядами по 50 человек. То есть организовать ни много, ни мало 100 групп! Представляете, какое это огромное собрание людей!
Для людей внешних, мало знакомых с внутренней жизнью Церкви, иногда кажется, что вся духовная жизнь, религиозность как таковая есть прежде всего действие «харизматическое», «по вдохновению свыше». Конечно, это совсем не так: и первое, что встречает человек при входе в храм, — расписание богослужений. Даже величайшие таинства совершаются не по «харизме» настоятеля, а по графику, утверждённому священноначалием. И в этом — не только своя «административная упорядоченность», но и подлинная красота.
Чтобы ощутить эту «системную красоту», давайте представим, что было бы, если голодные и утомлённые люди числом пять тысяч — не считая женщин и детей! — были бы оставлены как есть, в хаотическом, никем не структурированном, виде? Несложно догадаться: как только в какой-то одной стороне появилась желанная еда — вся толпа незамедлительно ринулась бы туда. И теперь — немного математики.
Что такое 5000 человек, если эту цифру перевести в действия? Чтобы пожать руку каждому и потратить на одно рукопожатие 3 секунды, потребуется более 4 часов. Если эта толпа выстроится в одну очередь с расстоянием в 1 м между людьми, она протянется на 5 километров. Если перевезти эту толпу на автобусах, понадобится 100 туристических автобусов.
И если вся это толпа не то что побежит, просто спокойно и медленно устремится в одну точку — её импульс движения будет как у 350-тонного локомотива — перед которым не то, что никакой человек не устоит — но и любые ограждения, даже стальные, будут снесены!
Казалось бы, совсем маленькая деталь — рассадить всех на группы — а решает какую огромную проблему? Во-первых, будучи рассажены, люди тем самым обездвижены: никакой суеты, никакого «импульса толпы» — все спокойно сидят и ждут.
Во-вторых, двенадцать учеников, получая еду, достаточно быстро её распределяют по группам — тоже не создавая суеты.
И, что тоже немаловажно, в-третьих — никто, кроме самих учеников, не понимает, откуда появляется еда: где-то там, не близко, ничего толком не разобрать — ну есть еда, и слава Богу, а что и откуда — да кто ж там знает?
Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки — прекрасная иллюстрация сразу двух очень важных сторон церковной жизни: упорядоченности и «прикровенности». Вот почему и не поддерживается церковной традицией ярко выраженная «харизматичность», «непредсказуемость» и «неуправляемость» в духовной жизни: не о Духе Святом всё это, а скорее о собственной «самопрезентации» и, даже хочется сказать, «выгуливании своей истеричности!».
Так что, дорогие друзья, будем не только подчиняться — но и искренне любить все те структурирующие нашу духовную жизнь формальные рамки, благодаря которым вполне можно избежать духовной катастрофы!