Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38; Глава 22, стихи 1-8
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38; Глава 22, стихи 1-8
37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
Евангелие от Луки, Глава 22
01 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
02 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
03 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
04 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
05 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
06 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе историю предательства Иудой Спасителя. И Евангелие, и христианские толкователи говорят, что мотивы Иуды были самые корыстные. Он был крайне честолюбив и сребролюбив. Мы знаем, что среди апостолов Иуда был хранителем общественной казны. Он носил с собой денежный ящик, из которого периодически воровал. Христа он предает исключительно для того, чтобы обогатиться и заручиться поддержкой религиозной элиты. 30 сребреников — далеко не символическая сумма. В реалиях того времени это размер четырёхмесячного жалованья при том условии, что работать было необходимо целую неделю без выходных. Суммы оказалось достаточно, чтобы купить в итоге участок земли около Иерусалима для кладбища. Мы знаем, что за свое злодеяние Иуда был тяжко наказан. Пророчествуя о его печальной участи, Христос говорит: «горе тому человеку, который предаст Сына Человеческого: лучше было бы тому человеку не родиться».
Страшные слова. Может показаться, что Иуда был изначально обречен. Однако христианская традиция утверждает, что у предателя был шанс, который он, увы, не использовал. Ведь Господь может простить любой мыслимый грех. Даже предательство и отречение. Не случайно на кресте Он молится за Своих ненавистников, тех представителей еврейского народа, которые распяли Его, по сути, предали собственного Мессию. Поэтому Он прощает апостола Петра, который после отречения возвращается к Нему с надеждой на прощение. И несмотря на всю тяжесть своего падения, получает его. Поэтому Он прощает разбойника, который страдает рядом с Ним и обращается к Спасителю со словами покаяния. Одного Господь простить не может — грех нераскаянный. Не может не потому, что не хочет. А потому что не в силах сделать за человека то, что сделать может лишь сам человек, по своей свободной воле — принести Богу покаяние с надеждой на прощение. Иуда такого покаяния не принес. Ужаснувшись от того, что сделал, он впадает в жуткое состояние уныния, закрывается от людей и Бога и в этом расположении души оканчивает жизнь самоубийством.
Человеку свойственно ошибаться. Порой мы совершаем тяжкие проступки, которые погружают нашу душу во тьму. В этом состоянии мы часто теряем надежду на милость Божию и прощение. Поэтому Евангелие напоминает нам, что единственный грех, который обрекает нас на вечное страдание — это грех нераскаянный. И, напротив, какое бы тяжкое преступление не совершил человек, если он обращается к Богу в состоянии сердечного сокрушения, с надеждой на милость, Господь не остается к нему равнодушным. Но заключает его в любящие объятия и дает ему радость Своего прощения.