ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 25.08.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика: , рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Несмотря на двухтысячелетнюю историю христианства, в современном обществе немало людей, которые только начинают свой духовный путь. Задумываясь над тем, что такое религиозная жизнь, они спрашивают себя: с чего должен начаться путь к Богу? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 1.

09И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия

15и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Порой на исповедь приходят люди, которые никогда не были в храме или по крайней мере не посещали его в течение очень длительного времени. При этом, подходя к аналою, чтобы исповедоваться, они зачастую хотя бы примерно понимают, о чём стоит говорить со священником в этот момент. Даже человек совсем не воцерковлённый знает слово «грех», да и сама наша культура, несмотря на всю секуляризацию, всё равно как будто бы подспудно позволяет приходящему в храм понять, что в его жизни является грехом, а что добродетелью. Да и в конце концов, многие грехи порицаются самим обществом. Однако, приходя на исповедь с самыми разными проблемами, люди чрезвычайно редко видят грех в том, что они не были в храме или по крайней мере не исповедовались много лет. Это воспринимается просто как досадное недоразумение, о котором даже и говорить не стоит. Сейчас-то они уже пришли и в принципе готовы выслушать какие-то рекомендации. В то же время именно такое длительное отсутствие полноценной религиозной жизни лежит в основе многих грехов, о которых они говорят, и, если бы они вели нормальную церковную жизнь, им во многом удалось бы избежать тех ужасов, о которых приходится рассказывать на исповеди. Но почему же покаяние в том, что на первый взгляд не является тяжким грехом, так важно?

Дело в том, что сама суть покаяния заключается не в просто в перечислении своих недостатков, но в возвращении к Богу всего человека, в развороте к Нему всей его жизни. Естественно, случается, что люди, не живущие церковной жизнью и по большому счёту не стремящиеся к общению с Богом, могут иногда приходить на исповедь и рассказывать о грехах, как о досадных ошибках и недоразумениях, которые мучают их совесть. Но, поговорив о них со священником, они возвращаются к обычной нецерковной жизни, и даже если у них получается больше не совершить того, о чём они говорили со священником, сама их жизнь по содержанию остаётся прежней и они проживают её совершенно по-земному.

В отрывке из Евангелия от Марка, который мы сегодня услышали, Христос выходит на проповедь и говорит людям, которые формально и так находятся в завете. Он говорит: покайтесь и веруйте в Евангелие. Для них это слово, этот призыв к покаянию означает не просто перечисление тех или иных грехов, которые тяготят их совесть. Оно означает разворот к Богу, с которого должна начинаться подлинная религиозная жизнь. Когда мы общаемся с людьми, мы поворачиваемся к ним лицом, не только потому что нам так лучше слышно. Общение лицом к лицу — это общение личностей, признание того, что перед нами тот, кто для нас значим. Неслучайно, напротив, мы инстинктивно воспринимаем как пренебрежение, когда с нами разговаривают отвернувшись. Призывая людей к покаянию, Спаситель в первую очередь призывает их обратиться к Богу, чтобы услышать Его благую весть как самую важную весть в жизни.

Добавить комментарий