Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16
11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
Толкование дня
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Это едва ли не единственный евангельский фрагмент, в котором мы видим негодование Христа Спасителя, направленное на Его ближайших учеников. Как правило, аналогичная реакция у Христа была совсем на другие группы людей — на упорно Ему сопротивлявшихся саддукеев, фарисеев, иудейских книжников, на всех тех, кто сознательно отказывался понимать смысл слов и действий Христа. А здесь к этим людям примкнули и апостолы. Своими действиями они показали, что тоже не понимают Учителя. Но при этом легко войти в положение апостолов и, как следствие, их оправдать: они не были против детей рядом со Христом, они всего лишь хотели, чтобы у Него было время для отдыха, да и, как кажется, какой смысл приносить — именно приносить, а не приводить! — к Нему детей, ведь дети в силу своего возраста не способны осознать то, что Господь говорит и делает… Оказывается, смысл есть, причем смысл двоякий.
Эта евангельская история постоянно повторяется и в наших современных храмах. Есть священнослужители, которые, конечно же, не против маленьких детей в храмах, но которые всеми силами пытаются ограждать церковный порядок от посягательств на него младенцев. Ведь младенцы, как всем прекрасно известно, не всегда способны быть тихими, скромными и незаметными. Чаще же всего они создают вокруг себя суету и много лишних громких звуков. Некоторые священнослужители видят в этом ничем не обоснованное попрание церковного порядка и пытаются бороться, их, как и апостолов, можно понять: они исходят из совершенно верной установки — в храме всё должно быть сосредоточено вокруг Христа, а детский шум мало способствует таковому сосредоточению. Но, подобно апостолам, они ошибаются: маленькие дети не могут рационально подходить к тому, что происходит в храмах, но они, как и приносимые ко Христу младенцы, осознают происходящее иным образом, который можно назвать духовным, хотя внешне это, конечно, и не всегда очевидно. Собственно, возможность такого церковного соприкосновения со Христом и есть первый вывод, который мы можем сделать из этого евангельского отрывка.
Второй вывод известен, о нем писали едва ли не все толкователи Евангелия от Марка, о нем множество раз говорили современные нам проповедники: Христос призывает нас брать пример с детей в их восприятии Царства Небесного. Речь в первую очередь идет об абсолютном доверии. Маленькие дети не сомневаются в словах своих родителей, всё, что они слышат и узнают от своих пап и мам, они воспринимают как истину и совершенно не сомневаются в полученной таким путем информации. Сознание взрослого человека устроено прямо противоположным образом: мы сомневаемся, мы всё проверяем, мы ничему не доверяем. Так нас научила жизнь. Но в отношении евангельских слов Христа необходимо научиться забывать весь свой многолетний опыт недоверия и не сомневаться, доверять каждой Его мысли так, как то делают наши непоседливые и шумные детки в отношении своих родителей.